Новости:

Прежде, чем сказать "ДАЙТЕ" посетите раздел 8.5. Что такое "по запросу"


С корреспондентами без имени, возраста и места жительства в переписку не вступаем.


    Годятся любые технические описания любых машин, приборов, агрегатов, устройств (хорошо бы) военно-технического назначения советского периода.
На любую только отечественную технику, оборудование, изделия, объекты, образцы, модели, проекты и детали.
Всё над чем трудились наши славные предки и чему грозит утрата и/или забвение.
Так же нас не интересуют только одни ссылки на ИЗВЕСТНЫЕ материалы других сайтов.

Мы НЕ ТОРГУЕМ материалами нашего форума.
А прежде чем писать запросы - читайте форум.

С уважением, Суворов АВ

С корреспондентами без имени, возраста и места жительства в переписку не вступаю.

Сэкрэтные и постСоветские популярные цветные издания не предлагать.
Найдено помещение для библиотеки форума. В Санкт-Петербурге на Васильевском.
Ищем энтузиастов способных принять участие в обустройстве.



Последние сообщения

#91
15Д312 - ЖРД 2-й ступени МБР 15А18М
15Х627 - заряд двигателя 15Д312
15Х725 - воспламенитель заряда 15Х627
#92
2025 © К.Б.Стрельбицкий

КРАТКИЙ  КАТАЛОГ  ПАМЯТНЫХ  НАГРУДНЫХ  ЗНАКОВ
79 - ГО  ОРДЕНА  КРАСНОЙ  ЗВЕЗДЫ  ТЯЖЁЛОГО  БОМБАРДИРОВОЧНОГО  АВИАЦИОННОГО  ПОЛКА


В рассматриваемый нами период (1956 – 1998 годы) свои памятные знаки имела одна-единственная воинская часть Серышевского авиационного гарнизона – 79-й ордена Красной Звезды тяжёлый бомбардировочный авиационный полк (Войсковая часть № 64385). В данный каталог нами включены все её известные к настоящему времени памятные (юбилейные) нагрудные знаки. Этот каталог является кратким, так как не содержит полного фалеристического описания каждого включённого в него знака, а только его условное название и в скобках – указание на тексты и изображения конкретных самолётов на нём. Знаки перечисляются нами в соответствии с годами их чеканки:

1973 год – Памятный знак к 35-летию части (на аверсе – «35»; «3М / М-4»),
1988 год – Памятный (юбилейный) знак к 50-летию части (2 варианта;  на аверсе – «50 / лет / войсковой части 64385»; «3М / М-4»),
1998 год – Памятный (юбилейный) знак к 60-летию части (на аверсе – «79 ТБАП / 1938 – 1998»; «Ту-95МС»).

К настоящему времени известны так же:
2008 год – Памятный (юбилейный) знак к 70-летию части (на аверсе – «1938 79 ТБАП 2008»; «Ту-95МС»),
2009 год – Памятный знак части (на аверсе – «Через невозможное / вперед / 1938 / 2009 / 79 / тбап»; «Ту-95МС»),
2018 год – Памятный (юбилейный) знак к 80-летию части (2 варианта: первый – на аверсе – «79 / ТБАП / СБ / 2018 – 1938»; «СБ»; первый – на аверсе – «79 / ТБАП /  М-4 / 2018 – 1938»; «М-4»),
2023 год – Памятные знаки к 85-летию части (2 различных знака: первый – 2 варианта; на аверсе – «79 ТБАП 1938 2023 / Дальняя авиация»; «Ту-95МС»; на реверсе – «Авиабаза / Украинка»; второй на аверсе – «79 ТБАП / 1938 / 2023 / 85 лет»; «Ту-95МС»),
недатированные памятные знаки – 3 различных знака (первый – на аверсе – «79 / ТБАП / Через невозможное – вперед / 1938»; второй – на аверсе – «Через невозможное – вперед / 1938»; третий – 3 варианта; на аверсе – «М-4 - 3М / 79 ТБАП / Украинка / Дальняя авиация»; «3М / М-4»; на реверсе – «1957 – 1985»),
а так же:
2018 год – Нагрудная памятная (юбилейная) медаль к 80-летию части  (на аверсе – «79 ТБАП /  1938 – 2018»; «Ту-95МС»).

#93
15Т521 - комплект наземного технического оборудования ракетного комплекса "Сармат"
15Т548 - стенд сборки боевого оснащения из состава КНТО 15Т521
15Т549 - стенд сборки головной части из состава КНТО 15Т521
15Т550 - комплект грузозахватных средств из состава КНТО 15Т521
15Т551 - комплект вспомогательных средств из состава КНТО 15Т521
15Т552 - комплект технологического оборудования для подготовки боевого оснащения из состава КНТО 15Т521
15Т553 - комплект средств освидетельствования из состава КНТО 15Т521
15Т554 - герметичный контейнер из состава КНТО 15Т521
15Т555 - изотермический транспортно-стыковочный агрегат из состава КНТО 15Т521
15Т558 - машина средств обслуживания из состава КНТО 15Т521

#94
2012 – 2025 © К.Б.Стрельбицкий


ИСТОРИЯ   АЭРОДРОМА   ПАРИЧИ


История несуществующего ныне аэродрома Паричи начинается в 1932 году, когда в тогдашней БССР была открыта первая почтовая воздушная линия. Она проходила по маршруту Минск – Глуск – Паричи – Мозырь и обратно. Авиапочту по ней перевозили на знаменитых «небесных тихоходах» - самолётах «У-2».
К сожалению, не увенчались успехом наши активные поиски каких-либо материалов, касающихся этой авиалинии в целом и Паричского аэродрома в частности, в главном архивохранилище бывшего СССР – ныне Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ, Москва), где хранятся, в частности, документы Народного Комиссариата Связи Союза ССР и Главного Управления Гражданской Авиации Совета Народных Комиссаров Союза ССР. Однако, упоминания о довоенном Паричском аэродроме мы находим в интервью «Мое сердце живёт будущим» с заслуженным архитектором Республики Беларусь, уроженцем деревни Козловка Леонардом Викторовичем Москалевичем, опубликованном в районной газете «Светлагорскiя Навiны» и на её Интернет-сайте. На вопрос корреспондента газеты «О чем мечтали в детстве?» Л.В.Москалевич отвечает: «Самые яркие впечатления детства связаны с тем, что я хотел стать лётчиком. Сейчас можно купить конструктор-самолёт любой модели. В моё время надо было самому вырезать и делать самолётики. А ещё в Козловке до войны был аэродром. В Паричи почту возили с Гомеля на кукурузнике. Мы, козловские ребята, точно знали день и время прилёта самолёта. Обычно набирали сумку яблок или ещё какой зелени и наблюдали, как разгружают почту. Выходил пилот, угощался нашими яблоками. Было очень интересно с ним общаться. Параллельно я собирал денежки. Бабушка и мама давали разную мелочь. И когда скопилось 100 рублей, я попросил летчика за эти деньги просто посидеть в самолете. Тот меня не только посадил, но и прокатил: над Козловкой сделали круг. Это было счастье!».
Как известно, в бывшем СССР все объекты оборонного значения, к которым, разумеется, относились и аэродромы, находились на учёте советского оборонного ведомства. Именно один из предвоенных советских документов, хранящийся ныне в Российском государственном военном архиве (РГВА, Москва) и выявленный нами впервые в 2012 году, наглядно иллюстрирует, что из себя представлял в конце 1930-х Паричский аэродром. Речь идёт о «Учётной карточке на посадочную площадку Народного комиссариата связи БССР Паричи, расположенную в 2,5 км Юго-Западнее местечка Паричи, БССР, Паричевского района (40 километров южнее Бобруйска)» (Источник: РГВА, фонд 29, опись 56, дело 270, листы 71 – 75об. Машинописный оригинал на типографском бланке).
Данный документ был составлен 6 июля 1937 года неким лейтенантом Редькиным из 2-го отделения Штаба Военно-Воздушных Сил Белорусского военного округа и получил «при рождении» «грозный» гриф «Секретно». На титульном листе карточки отмечено, в частности, что земельный участок, отведённый под данную посадочную площадку, закреплён за Народным Комиссариатом Связи БССР, а сама она получила «условный шифр» под номером «618» (впоследствии изменённый на «62»).
В 1-м разделе бланка карточки - «Аэронавигационная характеристика аэродрома» - мы читаем: «а) Широта и долгота от Гринвича – 52°51´северной широты, 29°11´восточной долготы; б) Высота над уровнем моря – 166 метров; в) Магнитное склонение на 1937 г. – 4 градуса; г) Основные характерные ориентиры при подходе днём и ночью по сторонам света – С Северо-Востока – местечко Паричи и река Березина».
Во 2-м разделе «Подходы и запретные зоны» так же заполнены все подпункты: «а) Естественные и искусственные препятствия на подходах к аэродрому, их название, высота, точное расположение по отношению к лётному полю – Подходы со всех сторон открыты; б) Наличие запретных зон в районе аэродрома в радиусе 25 – 50 км., направление обходных маршрутов этих зон. – Нет; в) Характер местности непосредственно примыкающей к пограничным знакам аэродрома. – С Севера и Запада – лощина, с мелким кустарником, С Востока и Юга – лес; г) Направление наилучшей посадки и взлёта – с Северо-Востока».
В 3-м разделе «Описание лётного поля» указано: «а) Форма и линейные размеры рабочей площадки – Многогранник с максимальными размерами 700 х 800 метров; б) Общие размеры, включая полосу подхода – 800 х 800 метров; в) Площадь лётного поля в га – 64 га; г) Рельеф местности – Ровный, небольшой покат на Юго-Восток; д) Характер почвы – Песок; е) Растительный покров – Перелог (Пустошь)».
Из 4-го раздела «Опознавательные знаки и посадочное оборудование» отмечен только подпункт «в»: «Ветроуказатель, в какой части аэродрома установлен, на чём, его тип – В восточной части площадки установлен на столбе конус лёгкого типа».
В 5-м разделе «Особые правила аэродрома» нет никаких записей, зато в следующем, 6-м - «Метеорологическая характеристика» - заполнены оба подпункта: «а) Господствующие ветры (роза ветров) средняя и максимальная скорость – Северо-западные; б) Местные атмосферные явления: туман, сак, время просыхания почвы, начало и конец устойчивого покрова снегом. Период смены колёс и лыж. – Незначительные туманы, весна и осень. Почва после осадков просыхает быстро. Начало устойчивого покрова снега – декабрь и конец – март месяцы».
Из подпунктов 7-го раздела «Аэродромное оборудование» указаны лишь: «к) Водоснабжение и качество воды – В деревне Козловка – колодцы. Качество воды – хорошее; л) Наличие запасных водоёмов, ёмкость их в кубических метрах – река Березина; п) Наличие технической помощи в окружающих населённых пунктах, мастерские, кузницы, завод, парки МТС [машинно-тракторных станций] и совхозов – местечко Паричи – МТС и кузница; т) Противопожарные средства на аэродроме и в ближайших населённых пунктах – деревня Козловка, пожарная дружина».
В 8-м разделе «Квартирно-бытовое обслуживание» заполнены тоже не все подпункты: «в) Возможность размещения личного состава в ближайших населённых пунктах к аэродрому, расстояние пути сообщения. – деревня Козловка – 60 дворов, местечко Паричи – гостиница на 80 коек. Удаление от площадки – до 2 километров; д) Питание на аэродроме и в ближайших населённых пунктах – В местечке Паричи – столовая с пропускной способностью 100 человек в один час; е) Медобслуживание на аэродроме и в ближайших населённых пунктах. – В местечке Паричи – больница на 30 – 40 коек; ж) Наличие бани в ближайших населённых пунктах. – В местечке Паричи – баня, пропускная способность 50 человек в один час».
В 9-м разделе «Связь» запись сделана только по подпункту «в»: «Ближайшие к аэродрому средства связи: телефон, телеграф, радиостанция, радиомаяк, радиомаркер, почтово-телеграфная контора – удаление их от аэродрома, тип, мощность и характеристика. – В деревне Козловка – телефон, в местечке Паричи – почтово-телеграфное отделение и радиоузел».
В 10-м разделе «Подъездные пути» так же заполнен только один подпункт - «а»: «Характеристика путей сообщения от аэродрома до ближайшей железнодорожной станции, пристани и населённых пунктов, расстояние, покров дорог, характеристика мостов, проходимость их различными видами транспорта в различные периоды года. – Ближайшая железнодорожная станция – Шатилки. Путь сообщения – улучшенный большак. Проходимость автотранспортом – круглый год».
В 11-м разделе «Охрана и оборона аэродрома» вновь заполнен лишь один подпункт - «б»: «Характеристика окружающей аэродром местности. – С Севера: кустарник, с Востока: деревня Козловка, с Юго-Запада: поля, с Запада: поля, с Юга: поля, населённые пункты, лес».
В 12-м разделе «Пригодность аэродрома для лётной работы по временам года и для каких типов самолётов» сделан вывод: «Круглый год за исключением весеннего периода для самолётов «У-2» и после разработки площадки – для отдельных самолётов «Р-5» ».
На вопрос раздела «XIII. Что требуется для дооборудования аэродрома» в документе даны три ответа: «1)  Сравнять борозды; 2) Выровнять площадку к Западной части. Засыпать местами ямы; 3) Произвести посев клевера, тимофеевки и других трав».
Заключительный, 14-й раздел «Дополнительные сведения» имеет рекомендацию: «Площадку легко расширить на Запад и Юг на 200 метров».
В бланк документа вклеены «Кроки посадочной площадки местечка Паричи», которые «чертил начальник штаба войсковой части № 1391 10 августа 1935 года инженер Лохов» на «вырезке из карты масштаба 100 метров в 1 сантиметре». В подписи указано, что в то время «Размер площадки – 400 х 500 метров». К сожалению, в бланк документа были вклеены не сами оригиналы крок, а лишь их сильно уменьшенная фотокопия столь низкого качества, что она не годится для копирования и дальнейшего воспроизведения.
Напомним, что данный документ в целом относится к 1937 году. Он, к счастью, сохранился за прошедшие три четверти века, чего не скажешь, к сожалению, о других документах, в которых должны были отразиться последующие серьёзные модернизация и расширение Паричского аэродрома. О том, что таковые действительно были проведены в четыре предвоенных года, свидетельствует один из фактов первого дня Великой Отечественной войны. Так Виктор Алёшин в своей Интернет-публикации «История 194 гв.втап (1 гв.апдд)» пишет о событиях 22 июня 1941 года следующее: «Понимая, что на аэродроме Осиповичи такие самолёты, как тяжёлые бомбардировщики «ТБ-3», не могут оставаться незамеченными немцами, командир 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка полковник Иван Васильевич Филиппов принимает единственно правильное решение: вывести полк из-под удара на запасные аэродромы: Паричи (Светлогорский район, Гомельской области) и Сенно (Витебской области), а затем после очередного пролёта немецкого разведчика – на свой аэродром в Шайковку. Благодаря этому, полк сохранил и материальную часть, и личный состав».
Из этой, весьма небольшой цитаты с упоминанием Паричского аэродрома, можно сделать несколько интересных выводов. Во-первых, бывшая почтовая посадочная площадка Паричи к началу Великой Отечественной войны была серьёзно модернизирована и существенно расширена, причём настолько, что могла принимать такие крупные военные самолёты, как тяжёлые бомбардировщики «ТБ-3». Ведь для того, чтобы только совершить посадку днём 22 июня 1941 года на Паричском аэродроме, тяжёлым машинам этого типа требовалось после соприкосновения с землёй «пробежать» не менее 300 метров, а чтобы затем взлететь отсюда – ещё не менее 170-ти.
Во-вторых, теперь становится ясна основная цель налёта немецкой авиации на Паричи и Козловку в ночь с 22 на 23 июня 1941 года, о котором в своей Интернет-публикации «Паричи: хроника первого месяца великой отечественной войны» мы писали следующее: «Согласно ряду публикаций, основанных на воспоминаниях местных жителей, в ночь с 22 на 23 июня посёлок Паричи и близлежащая деревня Козловка подверглись немецкой воздушной бомбардировке, «начались пожары, были человеческие жертвы». По воспоминаниям начальника пристани «Паричи» К.Г.Василевского, «в 10 часов вечера я отплывал пассажирским пароходом в Речицу. Через 10 – 15 минут немцы начали бомбить Паричи. Две бомбы упали в двадцати метрах от здания пристани. ... В Паричах жертвы были, взрывом авиабомбы раскидало один дом полностью, и двоих детей взрывной волной выбросило за 10 метров на песок, и они остались живы. От Горок по лугу к Паричам с самолётов лили зажигательную жидкость, которая лентой загоралась до реки». Ни один из известных нам архивных документов не подтверждает данную информацию. Сам факт целенаправленного воздушного налёта в первые сутки войны на данный населённый пункт, не имеющий, как было показано выше, на тот момент важного для непосредственного ведения боевых действий значения, подлежит серьёзному сомнению. Очевидно, что речь идёт о воздушной атаке запасной цели одиночных самолётов Люфтваффе, возвращавшихся на свои аэродромы после невыполнения боевого задания по некой основной цели». Теперь становится понятно, что этой самой «некой основной целью» данного воздушного налёта были как раз тяжёлые (по современной классификации – стратегические) бомбардировщики «ТБ-3», приземлившиеся на Паричском аэродроме, зафиксированные здесь немецким воздушным фоторазведчиком и после этого своевременно улетевшие в Шайковку. Обнаружив Паричский аэродром пустым, немецкие лётчики подвергли описанному нами выше воздушному удару близлежащие деревню Козловка и посёлок Паричи.
В последующих событиях первых месяцев Великой Отечественной понёсшая тяжёлые потери советская авиация никак не использовала Паричский аэродром, зато известно, что им воспользовалась авиация противника. В только что процитированной выше нашей публикации, говоря о событиях 26 июля 1941 года, мы писали, в частности, следующее: «В этот же день в районе Паричей в результате «боевых повреждений в боевом вылете потерян» (то есть – сбит советскими войсками) самолёт-разведчик «Фокке-Вульф-189 Уху» (Focke-Wulf 189 Uhu; заводской № 0091), входивший в состав 1-й группы 10-го авиационного отряда ближней разведки сухопутных войск. Предположительно сама группа, приданная командованию 43-го армейского корпуса Вермахта, временно базировалась на бывшей взлётно-посадочной площадке почтовой авиации Паричи». В доступных нам документальных описаниях дальнейшего хода военных действий на территории БССР в 1941 – 1944 года Паричский аэродром более не упоминается.
После восстановления сети местных аэродромов по окончанию Великой Отечественной войны на общесоюзном уровне было принято решение о том, что каждый районный центр СССР, если это позволяют условия местности, должен иметь собственный аэродром местных воздушных линий. Так Паричский аэродром стал гражданской площадкой белорусского подразделения «Аэрофлота». В «Расписании движения самолётов по местным воздушным линиям Белорусского территориального управления ГВФ с 10 апреля 1960 года по 10 ноября 1960 года» мы находим маршрут «Гомель – Паричи – Октябрь – Гомель». «Движение пассажирское – ежедневное, кроме воскресенья», - написано в заголовке таблицы расписания, с пояснением, что рейсы на этой линии выполняются самолётами «Ан-2» (эксплуатировавшиеся здесь машины этого типа различались лишь количеством пассажирских мест в салоне – они вмещали 10 или 12 пассажиров). Рейс «Б-177» по трассе «Гомель – Паричи – Октябрь» начинался вылетом из областного центра ровно в 11 часов утра. Через полчаса полёта по 110-км маршруту, в 11.30 пассажирский «кукурузник» приземлялся на Паричском аэродроме и после 10-минутной стоянки брал курс на аэродром «Октябрь». Прибыв туда ровно в полдень, рейсовый «Ан-2» уже в 12.10 вылетал на Паричи, где, таким образом, оказывался второй раз за день, спустя ровно час после первого прилёта. Новая 10-минутная стоянка, и самолёт берёт курс на Гомель, куда прибывает в 13.10, завершив, таким образом, обратный рейс «Б-178», затратив на весь полёт всего 2 часа 10 минут. А вот как описывал это в тогдашней районной газете «Ленiнская Перамога» журналист В.Онищенко: «Авиалиния Паричи – Гомель. Тот, кто хоть раз  ездил  автобусом из Парич в Гомель, помнит сколько часов длилось путешествие. Недавно между Паричами и областным центром открылось воздушная авиалиния. Ежедневно в одиннадцать часов утра из Гомеля прибывает пассажирский самолёт, который отправляется обратно через 15 минут. Самолёт может взять на борт 10 пассажиров. Благодаря открытию авиалинии жители района могут попасть в Гомель за 37 минут». Пассажирский билет на полёт из Гомеля в Паричи стоил 3 рубля (в ценах 1961 года), перевозка груза на этом маршруте оплачивалась: почта и багаж – по 4, посылка – по 2, груз – по 3 рубля за каждый килограмм веса. Точно такие же тарифы были установлены и для 85-км местной авиалинии Мозырь – Паричи. На зимний лётный сезон 1960/1961 годов существовавшая ранее авиалиния «Гомель – Паричи – Октябрь – Паричи – Гомель» была изменена на «Гомель – Паричи – Октябрь – Шатилки – Гомель», а затем стала проводиться по трассе «Гомель – Шатилки – Октябрь – Шатилки – Гомель». Это было связано с утратой 9 июня 1960 года посёлком Паричи статуса районного центра Гомельской области БССР и перехода его к посёлку Шатилки, ставшему в следующем, 1961-м городом Светлогорском.
После этого Паричский аэродром эксплуатировался эпизодически и уже только сельскохозяйственной авиацией, то есть теми же самолётами семейства «Ан-2», но иного назначения, чем ранее пассажирские. Так, в 2011 году уроженка посёлка Паричи Светлана Ковальчук (Дударенко) вспоминала, что «ещё 20 лет назад в городском посёлке Паричи, Светлогорского района было несколько кукурузников (правда, назначение их было больше не пассажирское, поля удобрениями посыпали), и мне довелось на них полетать». Впоследствии Паричская взлётно-посадочная площадка сельскохозяйственной авиации также прекратила своё существование, как и предшествовавший ей Паричский аэродром...
#95
2024 © К.Б.Стрельбицкий

 

 

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЁТ «ЗОЛОТЫХ ЗВЁЗД»

 

(Лётчики Дальней Авиации-Герои Советского Союза, погибшие после окончания Великой Отечественной войны, в 1945 – 1956 годах)

 

 

В преамбуле к разделу под названием «Аварии и катастрофы самолётов являлись неотъемлемой частью истории авиации» 2-й части своей компилятивной работы «История дальней авиации СССР» её составитель Г.П.Рощин писал: «В Дальней Авиации даже лётчики, выполнившие сотни боевых полётов и ставшие Героями (Советского Союза) в Великую Отечественную войну, к сожалению, в мирное время погибели в тренировочных полётах».

Ниже вашему вниманию предлагается справочная информация обо всех 7 авиационных катастрофах периода 1945 – 1956 годов, в которых погибли лётчики советской Дальней Авиации, удостоенные в годы Великой Отечественной высокого звания «Герой Советского Союза».

 

 

12.09.1945

 

В результате катастрофы в районе аэродрома Быково (Раменский район Московской области РСФСР) тяжёлого бомбардировщика «Пе-8» (заводской №42811) из состава 25-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 45-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 14 человек, находившихся на его борту – как члены экипажа этого воздушного кораблин, так и его пассажиры-военнослужащие наземного технического состава полка:

1. Ищенко  Николай Александрович – Герой Советского Союза, гвардии майор, командир авиационной эскадрилии, командир кораблин

2. Гладкий Василий Андреевич – штурман авиационной эскадрилии, штурман кораблин

3. Бурмистров Леонид Лукич – гвардии лейтенант, помощник командира кораблин

4. Болебрюх Матвей Моисеевич – гвардии лейтенант, дублёр помощника командира кораблин

5. Печорин Иван Матвеевич – гвардии старший техник-лейтенант, старший техник бортовой

6. Литвинов Иван Тихонович – гвардии старший техник-лейтенант, дублёр старшего техника бортового

7. Богачёв Иван Васильевич – гвардии старший техник-лейтенант, техник по авиационному радиооборудованию (наземный)

8. Кравчук Иван Иосифович – гвардии техник-лейтенант, техник авиационный (наземный)

9. Зинченко Максим Терентьевич – гвардии младший лейтенант, старший радист бортовой-воздушный стрелок

10. Костин Пётр Васильевич – гвардии старшина, воздушный стрелок

11. Марунчак Марк Николаевич – гвардии старшина, воздушный стрелок

12. Щебухов Евгений Николаевич – гвардии старшина, воздушный стрелок

13. Сорокин Андрей Андреевич – гвардии старший сержант, механик авиационный (наземный)

14. Митрофанов Владимир Петрович – гвардии сержант, механик авиационный (наземный).

Все погибшие в этой авиационной катастрофе были похоронены первоначально в индивидуальных могилах на кладбище посёлка Раменское (одноимённого района Московской области РСФСР), но затем, 11.06.1957 13 человек из них были перезахоронены в единую, братскую могилу там же, в юго-западной части Центрального Раменского городского кладбища, на которой был установлен «памятник с надписью «Вечная слава лётчикам, погибшим при выполнении своего служебного долга перед Родиной 12.09.1945 г.» и ниже перечислены фамилии 13 лётчиков, похороненных в этой братской могиле». Рядом с ней, в отдельную могилу был перезахоронен Герой Советского Союза Н.А.Ищенко, на надгробном памятнике чёрного камня которого – рисунок «Золотой Звезды» и текст: «Герой Советского Союза / гвардии майор / Ищенко / Николай Александрович / 1910 – 1945 / Погиб защищая Родину».

 

 

08.05.1948

В результате катастрофы (столкновение в воздухе) в районе аэродрома Умань (Уманский район Киевской области УССР) 2 тяжёлых бомбардировщиков «Б-25» из состава 229-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 14-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 10 членов их экипажей:

1. Баймурзин Гаяз Исламетдинович – Герой Советского Союза, гвардии майор, командир авиационной эскадрилии, командир кораблин

2. Маховик Сергей Минович – гвардии капитан, командир авиационного звена авиационной эскадрилии, командир кораблин

3. Куценко Ефим Николаевич – гвардии старший лейтенант, штурман авиационного звена авиационной эскадрилии, штурман кораблин

4. Клочков Павел Петрович – гвардии старший лейтенант, штурман авиационного звена авиационной эскадрилии, штурман кораблин

5. Липчанский Александр Георгиевич – гвардии лейтенант, начальник связи авиационной эскадрилии, в данном полёте исполнявший должность воздушного стрелка-радиста

6. Чечеников Михаил Петрович – гвардии лейтенант, помощник командира кораблин

7. Гляделов Михаил Григорьевич – гвардии старший сержант срочной службы, воздушный стрелок-радист

8. Лабарешных Виктор Николаевич – гвардии сержант срочной службы, воздушный стрелок

9. Перевозчиков Михаил Александрович – гвардии сержант срочной службы, воздушный стрелок

10. Демидович Виктор Владимирович – гвардии ефрейтор срочной службы, воздушный стрелок.

Все погибшие в этой авиационной катастрофе были похоронены в братской могиле на Мещанском кладбище города Умань (одноимённого район Киевской области УССР). На могиле установлен обелиск серого камня с памятной доской чёрного камня с рисунками пятиконечной звезды и лавровой ветви и текстом: «Вечная память / воинам-лётчикам / погибшим 8 мая 1948 г. / гвардии майор Герой Советского Союза / Баймурзин Г.И. / Гв.к-н Маховик С.Н. / Гв.ст.л-т Куценко Е.Н. / Гв.ст.л-т Клочков П.П. / Гв.л-т Липчанский А.Г. / Гв.л-т Чечеников М.П. / Гвар.ст.с-т Гляделов М.Г. / Гвар.с-т Лабарешных В.Н. / Гвар.с-т Перевозчиков М.А. / Гвар.еф-р Демидович В.В.».

 

 

09.08.1948

 

В результате катастрофы военно-транспортного самолёта «Ли-2» Дальней Авиации погибли:

1. Чумаченко Дмитрий Васильевич – Герой Советского Союза, гвардии подполковник, заместитель командира 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 57-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации

2. Крючков Александр Сергеевич – полковник

3. Андреев Константин Ефимович – подполковник

4. Конделинский (Канделинский) Михаил Григорьевич – майор авиационно-технической службы

5. Котишевский Савва Степанович – капитан административной службы

6. Шустов Михаил Михайлович – старший техник-лейтенант

7. Лазарев Александр Васильевич – лейтенант

8. - ... - ... .

Герой Советского Союза Д.В.Чумаченко был похоронен на Старом русском кладбище города Чернигов (одноимённая область УССР).

 

 

24.09.1952

 

В результате катастрофы (столкновение в воздухе с другим самолётом своего полка) в районе посёлка Уторгош (одноимённый район Новгородской области РСФСР) тяжёлого бомбардировщика «Ту-4» из состава 454-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 326-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 12 членов его экипажа:

1. Курятник Иван Прокофьевич – Герой Советского Союза, гвардии подполковник, командир полка, командир кораблин

2. Угнивенко Константин Самуилович – капитан инженерно-авиационной службы, старший бортовой техник

3. Нестеренко Роман Григорьевич – капитан

4. Чаленко Яков Савельевич – капитан

5. Бурцев А.К. – лейтенант

6. Иванцов И.А. – лейтенант

7. Тиманов А.Е. – младший лейтенант

8. Никитин А.Я. – сержант срочной службы

9. Ступецкий М.Т. – сержант срочной службы (штатные должности всех не установлены)

10. Боровков П.И. – рядовой срочной службы, воздушный стрелок

11. Бутовский М.Б. – рядовой срочной службы, воздушный стрелок

12. Татаринцев Н.Ф. – рядовой срочной службы, воздушный стрелок.

Все погибшие в этой авиационной катастрофе были похоронены в братской могиле на кладбище города Сольцы (одноимённый район Новгородской области РСФСР). На могиле установлен надгробный памятник чёрного гранита с силуэтом пятиконечной звезды (вверху), рисунком нагрудного знака военного лётчика (внизу) и текстом (между ними): «Герой Советского Союза / Гв.подполковник / Курятник И.П. / 12.2.1919 г. / Капитаны / Чаленко Я.С. / 30.4.1923 г. / Угнивенко К.С. / 20.5.1918 г. / Нестеренко Р.Г. / 17.11.1919 г. / Лейтенанты / Бурцев А.К.  Иванцов И.А. / 1.5.1920 г.  6.12.1925 г. / Мл.лейтенант / Тиманов А.Е. / 15.2.1927 г. / Сержанты Никитин А.Я.  Ступецкий М.Т. / 13.7.1929 г.  27.9.1931 г. / Рядовые / Боровков П.И.  Татаринцев Н.Ф. / 1.7.1931  г.  27.9.1930 г. / Бутовский М.Б. 3.1.1931 г. / Погибли 24.9.1952 г. / при исполнении / служебных обязанностей».

 

 

21.08.1954

 

В результате катастрофы в районе деревни Полевая Лукашёвка (Иванинский район Курской области РСФСР) тяжёлого бомбардировщика «Ту-4» из состава 202-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 13-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа:

1. Рубцов Анатолий Петрович – Герой Советского Союза, гвардии полковник, командир полка, командир кораблин

2. Евдошенко Степан Васильевич – гвардии подполковник

3. Храмов Леонтий Антонович – гвардии капитан (штатные должности обоих не установлены)

4. Мищенко Николай Григорьевич – гвардии капитан авиационно-технической службы, старший бортовой техник

5. Ващеникин К.Д. – гвардии рядовой срочной службы, воздушный стрелок

6. Власов В.А. – гвардии рядовой срочной службы, воздушный стрелок.

Герой Советского Союза А.П.Рубцов был похоронен в индивидуальной могиле в городе Миргород (одноимённый район Полтавской области УССР). На могиле был установлен памятник  с      погрудным бюстом и текстом (на украинском языке) на его пьедестале: «Герой / Радяньского Союзу / Рубцов / Анатолiй / Петрович.».

 

 

26.07.1956

 

В результате катастрофы на аэродроме Энгельс (Саратовская область РСФСР) стратегического бомбардировщика «М-4М» (заводской № 5300912) из состава 1096-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 201-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли 6 членов его экипажа:

1. Вербицкий Александр Евлампиевич – Герой Советского Союза, полковник, командир полка, командир кораблин

2. Спицын Иван Лукич – подполковник, старший штурман

3. Горчаков Николай Павлович – майор, помощник командира кораблин

4. Елпатов Василий Кузьмич – майор, штурман-бортовой оператор

5. Лежнев Анатолий Иванович – капитан, старший бортовой техник

6. Глебов Иван Николаевич – старший лейтенант, старший воздушный стрелок-радист.

Герой Советского Союза А.Е.Вербицкий был похоронен в индивидуальной могиле на кладбище города Миргород (одноимённый район Полтавской области УССР).

 

 

23.12.1956

 

В результате катастрофы в районе аэродрома Озёрное (Житомирская область УССР) стратегического бомбардировщика «Ту-16» из состава 341-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 15-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации погибли все 6 членов его экипажа:

1. Шашлов Яков Афонасьевич – Герой Советского Союза, гвардии полковник, заместитель командира дивизии по лётной работе, лётчик-инструктор, в данном полёте исполнявший обязанности помощника  командира  кораблин

2. Ломия Николай Давыдович – гвардии майор, командир кораблин

3. Вересков Анатолий Фёдорович – гвардии майор, штурман

4. – 6. ... (ФИО и воинские звания не установлены).

Герой Советского Союза Я.А.Шашлов был похоронен в индивидуальной могиле на Коминтерновском кладбище города Воронежа (одноимённая область РСФСР).

 Примечания:

1. Герой Советского Союза гвардии майор Бабкин Михаил Николаевич, погибший 08.12.1959 в результате катастрофы в районе аэродрома Борисполь (Киевская область УССР) стратегического бомбардировщика «Ту-16» из состава 251-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка 15-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной дивизии Дальней Авиации, получил звание «Герой Советского Союза» в 1945 году на службе не в Дальней, а в штурмовой авиации.

2. Следующие Герои Советского Союза-лётчики Дальней Авиации погибли в послевоенные годы по причинам, непосредственно не связанным с лётными происшествиями:

Евдокимов Виктор Васильевич – гвардии подполковник, заместитель командира 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса Дальней Авиации, 20.09.1945 умер в 1898-м эвакуационном госпитале (город Белосток, Польша) от полученных 17.09.1945 бытовых травм, похоронен в индивидуальной могиле на привокзальной площади в городе Волковыск (одноимённый район Гродненской области БССР),

Ситнов Валентин Егорович – гвардии капитан, командир авиационной эскадрилии 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса Дальней Авиации, 20.12.1945 «убит при ссоре с польской милицией» на территории Восточной Польши и похоронен в братской могиле в городе Брест (одноимённая область БССР).



 

#96
15Р294 - система автономного энергопитания унифицированного КП "Бугай" ракетного комплекса 15П171 с МБР 15А35-71 "Авангард"
15У176 - автономная пусковая установка ПГРК командных ракет "Сирена"
#97
9С554 - командно-штабная машина ЗРК с зенитной ракетой сверхбольшой дальности 9М730
#98
26.05.2022 проводил во Власьево (Гагаринский район Смоленской области РФ) для участников 9-го семинара-практикума ООД "Поисковое движение России" "Небо Родины" тест для самопроверки на тему "Как ты знаешь историю воздушных стрелков и их авиационного вооружения?".
Сопровождавшая этот тест моя компьютерная презентация доступна по ссылке - https://disk.yandex.ru/i/MRQhJ3azVsf9Zw
Внимание - при самостоятельной работе с данной презентацией, в процессе прохождении этого теста для самопроверки следует иметь в виду следующее: скачав эту презентацию к себе на компьютер, открываете файл, знакомитесь с его "титульным листом", "перелистываете" слайд, читаете текст "Вопроса 1", отвечаете на него "в уме", после чего переходите к следующему слайду, на котором указан правильный ответ и иллюстрации к нему, что затем делаете по каждому из последующих 9-ти вопросов теста.
#99
Цитата: Semen_7 от 2025 апреля 12, 01:21:45
Цитата: Ракетчик от 2025 апреля 11, 08:32:161П93 - прицел коллиматорный голографический
Возможно 1П93 для СПГ-9
Для автомата
#100
27.11.2021 выступал на 5-й международной конференции "Судьба солдата: теория и практика архивных исследований" с сообщением на тему: "«Будешь ты стрелком-радистом...» (История воздушно-стрелковых специальностей в Авиации Отечества с 1915 года и по настоящее время)». Моё выступление сопровождалось показом компьютерной презентации, которую скачать по ссылке - https://disk.yandex.ru/i/UU21tkc2XuF7lw