Новости:

Прежде, чем сказать "ДАЙТЕ" посетите раздел 8.5. Что такое "по запросу"


С корреспондентами без имени, возраста и места жительства в переписку не вступаем.


    Годятся любые технические описания любых машин, приборов, агрегатов, устройств (хорошо бы) военно-технического назначения советского периода.
На любую только отечественную технику, оборудование, изделия, объекты, образцы, модели, проекты и детали.
Всё над чем трудились наши славные предки и чему грозит утрата и/или забвение.
Так же нас не интересуют только одни ссылки на ИЗВЕСТНЫЕ материалы других сайтов.

Мы НЕ ТОРГУЕМ материалами нашего форума.
А прежде чем писать запросы - читайте форум.

С уважением, Суворов АВ

С корреспондентами без имени, возраста и места жительства в переписку не вступаю.

Сэкрэтные и постСоветские популярные цветные издания не предлагать.
Найдено помещение для библиотеки форума. В Санкт-Петербурге на Васильевском.
Ищем энтузиастов способных принять участие в обустройстве.



Последние сообщения

#1
2025 © К.Б.Стрельбицкий


ИЗ  ИСТОРИИ  ВОЙСКОВОЙ  ЧАСТИ  №  42841
  МОРСКОЙ  АВИАЦИИ  НА АЭРОДРОМЕ ОСТАФЬЕВО
( 1959  –  2024  ГОДЫ )


За более чем 80 лёт своего существования Войсковая часть № 42841 Морской Авиации неоднократно меняла свои действительные наименования, но за это время практически вся её история (за исключение первых лёт, 1942 – 1945 годов) была связана с одним-единственным родом деятельности – с военно-транспортной службой в интересах Отечественного Военно-Морского Флота. Ниже в форме «хронологической канвы» вашему вниманию представляется история Войсковой части № 42841 в период её базирования на Остафьевский аэродром – начиная с 1959 года.


1959
К началу 1959 года Войсковая часть № 42841 носила полное официальное наименование «277-я отдельная транспортная Краснознамённая авиационная эскадрилия Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота» (277-я отаэ) и имела штатный состав авиационной материальной части в 12 военно-транспортных самолётов «Ил-14».
В связи с предстоящей передачей территории Центрального Аэродрома ВМФ «Измайлово» от Министерства Обороны СССР городу Москве для последующей массовой жилищной застройки, 277-я отаэ к 02.1959 полностью передислоцировалась оттуда на аэродром «Остафьево». Эта передислокация происходила под руководством тогдашнего (шестого по счёту в её истории) командира части Героя Советского Союза полковника Ивана Пётровича Замятина. (По стечению обстоятельств последние 15 лет своей жизни, с 1988 по 2003 годы, уже находясь в отставке, он будет проживать в доме, построенном на территории именно бывшего Центрального Аэродрома ВМФ «Измайлово», всего в нескольких сотнях метров от бывшего здания штаба Войсковой части № 42841).
Седьмым командиром части (и первым для неё – «целиком» на Остафьевском аэродроме) стал 04.07.1959 майор Гарсков Аркадий Сергеевич (1911 – после 1961 гг.).

1961
Восьмым командиром части стал 04.11.1961 полковник Пятков Алексей Захарович (1913 – 1998).



1963
В соответствии с секретной директивой Начальника Главного Штаба ВМФ адмирала Фёдора Владимировича Зозули за № ОМУ/4/11086 от 04.05.1963 277-я отаэ с 01.06.1963 переформировывается в 327-й отдельный транспортный авиационный Краснознамённый полк Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота (327-й отап), с подчинением непосредственно Командующему ВВС ВМФ.
В этом году на вооружение части началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ан-12» конструкции О.К.Антонова, в связи с чем 327-й отап получил двухэскадрильный штат: его 1-я авиационная эскадрилия имела на вооружении 10 военно-транспортных самолётов «Ил-14» (с 1966 года (см.ниже) – «Ан-26», а так же «Ан-24»), а 2-я – 8 «Ан-12».

1966
В 1966 году на вооружение части началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ан-26» конструкции О.К.Антонова.

1968
В октябре месяце экипаж самолёта «Ан-12» командира полка полковника Пяткова Алексея Захаровича доставил на Остафьевский аэродром из Бомбея (Индия) беспилотный «окололунный» космический аппарат «Зонд-5», 21.09.1968 приводнившийся в Индийском океане.

1971
Девятым командиром части стал 26.01.1971 полковник Козинов Пётр Никитович (1923 – 1972).

1972
В результате второй в истории части авиационной катастрофы (и первой – в период её базирования на Остафьевском аэродроме) 22.12.1972 в районе Деллиса (Алжир) погибли все находившиеся на борту военно-транспортного самолёта «Ан-12» 11 человек:
1. Козинов Пётр Никитович – полковник, командир полка, исполнявший в данном полёте обязанности командира корабля
2. Сутормин Г.В. – полковник, пассажир 
3. Федосеев Н.В. – полковник-инженер, пассажир
4. Слащёв В.Д. – подполковник, старший штурман полка, исполнявший в данном полёте обязанности штурмана корабля
5. Черепанов Г.Г. – подполковник-инженер, пассажир
6. Балеев Н.И. – капитан, бортовой техник старший
7. Зайцев Юрий К. – старший лейтенант, помощник командира корабля
8. Титов М.Л. – старший лейтенант, бортовой техник по авиационно-десантному оборудованию
9. Бондарчук Н.З. – старший лейтенант, начальник связи авиационной эскадрилии, исполнявший в данном полёте обязанности старшего радиста бортового
10. Добрынин А.Н. – старший лейтенант, военный переводчик
11. Крыхта В.И. – прапорщик, старший воздушный стрелок
Десятым командиром части (и вторым – в 1972 году) стал 22.12.1972 полковник Горобец Георгий Афанасьевич.

1975
Одиннадцатым командиром части стал 19.08.1975 подполковник Флягин Алексей Иванович, который прокомандует ей дольше всех в её истории – десять с лишним лёт.

1984
В результате третьей и крупнейшей по количеству жертв в истории части авиационной катастрофы 04.08.1984 в районе Навабшаха (Пакистан) погибли все находившиеся на борту военно-транспортного самолёта «Ан-12»  24 человека: Экипаж самолёта:
1. Подскребаев Валентин Сергеевич – майор, командир авиационного отряда, командир корабля
2. Олейник Анатолий – майор, бортовой техник старший авиационной эскадрильи, бортовой техник старший корабля
3. Васильев Валерий – капитан, помощник командира корабля
4. Николаенко Василий – капитан, штурман-инструктор полка
5. Правитель Александр – капитан, бортовой техник по авиационно-десантному оборудованию
6. Хоцевский Валентин – капитан, штурман корабля
7. Стаценко Александр – капитан, военный переводчик
8. Зайцев Сергей Владимирович – прапорщик, старший воздушный стрелок
9. Качан ... – прапорщик, старший радист бортовой;
Пассажиры самолёта – 15 человек, в том числе – 10 лётчиков 145-й отдельной противолодочной авиационной эскадрилии Военно-Воздушных Сил Дважды Краснознамённого Балтийского флота:
1. Майор Середин Г.П.
2. Капитан Цепелев Ю.А.
3. Капитан Шемунь В.Ф.
4. Старший лейтенант Жуков А.Н.
5. Старший лейтенант Кочерешко В.В.
6. Старший лейтенант Мишуткин В.И.
7. Старший лейтенант Орлов А.Ф.
8. Старший лейтенант Панов В.Ф.
9. Старший лейтенант Стручинский С.С.
10. Старший прапорщик Андреев А.В.
11. - 15. ... .
1985
Двенадцатым командиром части стал 11.11.1985 полковник Базванов Алексей Иванович, который будет командовать ей до самого конца советского периода её истории и далее.

1986
В 1986 году на вооружение части началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ан-72» конструкции О.К.Антонова, предназначавшихся для замены состоявших до этого на её вооружении с 1966 года (см.выше) самолётов «Ан-26». В советский период истории части «Ан-72» стали первыми и единственными реактивными самолётами, состоявшими на её вооружении.
В целом в советский период истории Войсковой части № 42841 при её базировании на Остафьнвском аэродроме на её вооружении состояли самолёты следующих типов (без указания их различных модификаций):
- военно-транспортные – «Ан-12», «Ан-26», «Ан-72» конструкции О.К.Антонова, «Ил-14» конструкции С.В.Ильюшина, самолёты «семейства» «Ли-2»,
- пассажирские – «Ан-24» конструкции О.К.Антонова, «Ил-12», «Ил-18» конструкции С.В.Ильюшина.

1991 – 2024
Так как к настоящему времени Войсковая часть № 42841 продолжает оставаться действующей воинской частью Морской авиации Военно-морского флота Российской Федерации, то российский период её истории будет изложен нами ниже лишь схематично.
В указанный период бывший 327-й отдельный транспортный Краснознамённый авиационный полк Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота неоднократно будет менять свои действительные  наименования и подчинение и будет официально полностью именоваться:
с 07.02.1998 – 399-я отдельная транспортная Краснознамённая авиационная эскадрилья Морской авиации,
с 01.10.2001 –  46-й отдельный транспортный Краснознамённый авиационный полк Морской авиации,
с 2009 года – 7055-я гвардейская Краснознамённая Севастопольско-Берлинская авиационная база,
с 2012 года – Авиационная группа 7050-й гвардейской Киркинесской авиационной базы Северного флота,
с 01.12.2014 – Отдельная транспортная авиационная эскадрилия 190-го учебного авиационного полка 859-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации.
В 2024 году, в связи с передачей территории аэродрома «Остафьево» от Министерства обороны Российской Федерации Правительству города Москвы для последующей массовой жилищной застройки, Войсковая часть № 42841 передислоцировалась отсюда на аэродром «Ермолино» (территория одноимённого города Боровского района Калужской области Российской Федерации).

Приложение

Командиры войсковой части № 42841 на Остафьевском аэродроме:

Замятин Иван Петрович, Герой Советского Союза – был командиром части в период до 04.07.1959
Гарсков Аркадий Сергеевич – был командиром части в период 04.07.1959 – 04.11.1961
Пятков Алексей Захарович – был командиром части в период 04.11.1961 – 24.05.1963
Козинов Пётр Никитович – был командиром части в период 26.01.1971 – 22.12.1972
Горобец Георгий Афанасьевич – был командиром части в период 22.12.1972 – 19.08.1975
Флягин Алексей Иванович – был командиром части в период 19.08.1975 – 11.11.1985
Базванов Владимир Иванович – был командиром части в период 11.11.1985 – 14.05.1994
Болгов Николай Иванович – был командиром части в период 14.05.1994 – 22.07.2004
Довженко Сергей Михайлович – был командиром части в период с 10.08.2004.

Примечания:
1. Имена командиров Войсковой части № 42841 на Остафьевском аэродроме после 2007 года не приводятся.
2. Все поименованные выше командиры Войсковой части № 42841 (кроме майора А.С.Гарскова) носили штатное для этой должности воинское звание «полковник».

#2
15П728 - шахтный боевой стартовый комплекс МБР 15А28 ("Сармат")
15Е520 - комплект подъемников для 15П728
#3
4Б57 - метательный заряд для гранат 7Г12
#4
2024 – 2025 © К.Б.Стрельбицкий

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ, ИЛИ ФРАГМЕНТЫ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О СЕРЫШЕВО 1985 ГОДА БУДУЩЕГО ВОЕННОГО ИСТОРИКА (Из сборника "ИЗ ИСТОРИИ СЕРЫШЕВСКОЙ ДИВИЗИИ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ (1956 – 1998)")


«... Утром одного из апрельских дней далёкого уже ныне 1985 года автор этих строк сошёл с пассажирского поезда на станции Серышево Забайкальской железной дороги, чтобы прибыть, согласно лежащему в кармане его форменного кителя воинскому предписанию, «для дальнейшего прохождения воинской службы» в местный авиационный гарнизон», – такими словами начинается текст нашей военно-исторической работы « «Моя» 37-я воздушная армия». И хотя в дальнейшем автор прослужит здесь, в составе 124-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации недолго, будучи через некоторое время переведён «в интересах службы» совсем в другой регион РСФСР, служба уже почти четыре десятилетия назад в гарнизоне «Серышево-2», на аэродроме «Украинка» останется в его памяти. Ныне он объединил все известные ему материалы по истории этого воинского соединения в данный сборник.

Для любого военнослужащего, прибывающего в Сершевскую авиационную дивизию, она начиналась с местной железнодорожной станции на «главном ходу» Транссибирской магистрали (здесь же, на этой станции служба та у всех и заканчивалась – за исключением тех, весьма немногих, кто убывал отсюда прямо с военного аэродрома). К 1985 году здесь уже давно стояло новое, типовой советской постройки одноэтажное станционное здание, «громко» именуемое «вокзалом». Между ним и станционными железнодорожными путями находился постамент с бюстом того, в чью память после его смерти были названы сам тот посёлок и эта станция – «СЕРЫШЕВ / СТЕПАН / МИХАЙЛОВИЧ / 1889 – 1928 гг.», как было указано на большой памятной доске. Ниже неё в постамент бюста была вмурована маленькая табличка с текстом о том, что за ней с 1968 года находится «капсула времени» с «Письмом комсомольцам 2018 года», которую надлежало открыть спустя 50 лет, в год 100-летия ВЛКСМ.
За самым дальним от станции магистральным железнодорожным путём начиналась однопутная ветка, ведущая в военный гарнизон. По ней с конца 1960-х годов несколько раз в день туда и обратно, на станцию Серышево приходил пассажирский поезд-«подкидыш». Так как эта ветка была, в отличии от основной железнодорожной магистрали, неэлектрифицированной, то поезд тот водил «мотовоз» (тепловоз). К 1985 году старые (судя по их виду – ещё довоенного образца) пассажирские вагоны этого поезда были отведены в самый конец ветки, в гарнизон и там сброшены с рельс под насыпь (где их многократно видел автор, ежедневно проходивший мимо них на пути из казармы на стоянку самолётов своей эскадрилии и обратно), а их заменили на несколько новых пассажирских («сидячих») вагонов. 
Практически напротив здания «вокзала», по ту сторону станционных путей располагался комплекс зданий Серышевского элеватора, являвшегося самым высоким строением района. В этот комплекс входил местный хлебозавод, выпекавший в 1985 году очень вкусный «солдатский» («серый») хлеб (во всяком случае, именно таким он запомнился автору, впервые попробовавшему его после нескольких месяцев употребления в солдатской столовой предыдущего, учебного ещё подразделения в Комсомольском районе Хабаровского края того, что там называлось «хлебом»).
«Центром общественно-политической и культурной жизни» любого советского военного городка всегда являлся «ГДО» – Гарнизонный Дом Офицеров. Разумеется, свой ГДО был и в Серышево, где он был введён в эксплуатацию в 1960 году. Местный ГДО был построен по типовому проекту 1950-х годов Дома офицеров для военных городков авиационных дивизий двухполкового  состава. Это было трёхэтажное здание «домиком», главное внутреннее пространство которого занимал актовый (зрительный) зал. К этому, основному зданию ГДО с его тыла вплотную примыкала пристройка, в которой размещался спортивный зал. За свою непродолжительную  службу в Серышево автору не довелось лично посетить местный ГДО, но впоследствии он не раз бывал в других таких же, типовых зданиях, десятки которых были разбросаны по всей территории бывшего Советского Союза, и поэтому он прекрасно представляет себе то, о чём сейчас здесь пишет. Нынешним «выгодным отличием» Серышевского ГДО от других, однотипных ему, является то, что, во-первых, до настоящего времени это здание сохранило на своём фасаде «проектную», оригинальную советскую военную символику (лепнину в виде пятиконечной звезды с серпом и молотом, «обвитую» лавровым венком, на самом вверху, «под крышей», а ниже, между вторым и третьим этажами – шесть «розеток» с такими же звёздами), а, во-вторых, данное здание уже седьмой десяток лет непрерывно продолжает выполнять свою первоначальную функцию – Гарнизонного дома офицеров. В самом военном городке в посёлке Серышево автор был лишь однажды – дома в гостях у своего старшины прапорщика Алексея Петровича Зябкина (1957 – 2023), о котором сохранил с 1985 года самые лучшие человеческие воспоминания.                 
 Автор прекрасно знает, что нынешняя авиабаза «Украинка» Дальней авиации Воздушно-космических сил России – действующая, и поэтому он здесь не будет ничего писать про Серышевский военный аэродром, а про сам местный гарнизон вспомнит лишь следующее. На территорию гарнизона «Серышево-2» автор попал, естественно, через его Главный контрольно-пропускной пункт (КПП). Первым местом в гарнизоне для него оказалось здание Штаба дивизии, где он подал дежурному свои документы, разумеется, включая упомянутое в самом начале этого текста предписание. Довольно много времени здесь ушло на то, чтобы командование приняло решение, где именно в дальнейшем будет «проживать» автор – в Советской Армии того времени уже начала остро ощущаться нехватка рядового состава призывных возрастов, и «расположение» 124-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии, в которую автора направили из учебного подразделения, было просто закрыто из-за полного отсутствия там других солдат. В результате автор, в конце концов, был «определён на постой» в «расположение» личного состава Дивизионных авиационно-ремонтных мастерских (ДАРМ), размещавшееся в правой из двух основных солдатских казарм гарнизона, на втором её этаже (после подъёма туда по лестнице – слева). Из зданий гарнизона автор успел лично побывать так же в солдатской санчасти (двухэтажное здание за этой казармой) и, конечно, в солдатской столовой. Она размещалась в типовом для советских авиационных гарнизонов здании, состоящем из двух частей,  которые занимали «обеденные» залы, соединённые между собой так называемым «варочным цехом». На фасаде левого корпуса Серышевской солдатской столовой из кирпича была выложена дата её строительства – «1953 / сентябрь» – под пятиконечной звездой (на правом – один только тот год). Правее столовой, если стоять к ней лицом, в то время располагалось одноэтажное здание «Солдатской чайной» (именуемое солдатами гарнизона «Чипок»), в котором автор так же лично побывал.
Выше автор уже упоминал условное название военного гарнизона при аэродроме «Украинка» – «Серышево-2». При этом «Серышево-1» именовался военный городок в собственно посёлке Серышево, «Серышево-3» – так называемая «Ремонтно-техническая база» (РТБ) 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии, а «Серышево-4» – гарнизон при аэродроме «Орловка», где дислоцировался 404-й истребительный авиационный Таллинский ордена Кутузова полк ПВО, «прикрывавший» с воздуха «Украинку». Соответственно письма, которые в 1985 году адресовались автору на его службу в Серышево, имели следующий адрес: «676351, Амурская обл., Серышевский р-н, п/о Серышево-2, в/ч 23253-А, Стрельбицкому К.Б.».
Из событий, произошедших в период службы автора в Серышево, ему больше всего запомнилось отмечавшееся в  гарнизоне 9 мая 1985 года 40-летие Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Утром этого дня, вскоре после завтрака на главной рулёжной дорожке аэродрома «Украинка» прошёл парад всех частей гарнизона «Серышево-2», в котором лично принимал участие автор. «Коробки» воинских частей были построены на «внешней» (ближней к главной взлётно-посадочной полосе аэродрома) стороне «рулёжки», после чего все они прошли парадным маршем по её стороне уже «внутренней», перед зданием Командно-диспетчерского пункта (так называемая «Вышка»). Интересно отметить, что если все офицеры и прапорщики дивизии, принимавшие в этом участие, были одеты по случаю праздника в парадную форму, то солдаты участвовали в данном параде в своей повседневной форме – в пилотках, в «хэбэ» и в кирзовых сапогах. При этом среди офицеров дивизии выделялся тогдашний командир 37-го отдельного батальона связи и радио-технического обеспечения – как выпускник военного училища связи, он один-единственный был одет в парадную форму «общевойскового» образца («цвета морской волны»), в то время, как все остальные офицеры были в синей парадной форме Советских ВВС. После окончания прохождения личного состава гарнизона над «рулёжкой» довольно низко пролетел стратегический бомбардировщик «Ту-95» (на которые в том, 1985 году была полностью перевооружена Серышевская дивизия). Говорили, что его тогда лично пилотировал сам «комдив-73» генерал-майор авиации Шабельский Леонид Сидорович (во всяком случае, именно его самолёт к этому, праздничному дню готовили, отмывая фюзеляж от копоти предыдущих полётов, солдаты ДАРМ). Одновременно с парадом частей гарнизона, праздничная демонстрация проходила и в районном центре Серышево. Учитывая 6-часовую разницу во времени с Москвой, солдаты уже после обеда смотрели по телевизору прямую трансляцию главного праздничного военного парада страны – с Красной площади столицы.
Таковы основные воспоминания автора о его непродолжительной службе в Серышево в 1985 году.

#5
2025 © К.Б.Стрельбицкий


КРАТКИЙ  КАТАЛОГ  ПАМЯТНЫХ  НАГРУДНЫХ  ЗНАКОВ  ВОИНСКИХ  ЧАСТЕЙ  УЗИНСКОГО  ГАРНИЗОНА


В данный каталог нами включены все известные памятные (юбилейные) нагрудные знаки всех воинских частей Узинского авиационного гарнизона. Каталог является кратким, так как не содержит полного фалеристического описания каждого включённого в него знака, а только его условное название и в скобках – указание на тексты и изображения конкретных самолётов на нём. Знаки перечисляются нами в соответствии с годами их чеканки:

1980 год – Памятный знак к 25-летию Войсковой части № 40433 (на аверсе – « XXV / 1955 – 1980 »; «Ту-95»)
1985 год – Памятный (юбилейный) знак к 30-летию Войсковой части № 10232 (на колодке – «30», на аверсе – «1955 / 1985; «Ту-95К»)
               – Памятный (юбилейный) знак к 30-летию Войсковой части № 40433 (на аверсе – « 1955 – 1985 / XXХ »; «Ту-95К»)
1995 год – Памятный (юбилейный) знак к 40-летию Войсковой части № 40433 (на аверсе – « 40 / рокiв / 40433 / вiйсковiй частинi»; «Ил-78»)
2020 год – Памятный знак к 65-летию Войсковой части № 10232 (на аверсе – «106 ТБАД / 1955 / 65»; «Ту-95МС»)
                 – 2 варианта памятного знака к 65-летию Войсковой части № 40433 (первый вариант: на аверсе – «65 лет / ТУ-95 / 409 ТБАП»; «Ту-95МС»; второй вариант: на аверсе – «65 лет / ИЛ-78 / 409 АПСЗ»; «Ил-78»)

Известны так же:
1990 год – Нагрудная памятная медаль к 35-летию Войсковой части № 27828 (на аверсе – «35 / Вч 278287 / г.Узин»),
2020 год – Нагрудная памятная медаль к 65-летию Войсковой части № 10232 (на аверсе – «106 ТБАД / 182 / 1006 / 406»),
а так же нагрудный знак в память о поступлении на вооружение Дальней Авиации в 1986 году первых самолётов-заправщиков Ил-78 (на аверсе – « Ил-78 / Ил-78М / 409 ТБАП Узин / Дальняя / Авиация / 1986 / »; Ил-78 и МиГ-29: на реверсе – «Первый полёт / Заслуженный / лётчик-испытатель / В.С.Белоусов / Ил-78 – 26.06.1983 / Ил-78М – 07.03.1987»).

#6
15Д426 - двигательная установка первой ступени МБР 15Ж80
15Д427 - двигательная установка второй ступени МБР 15Ж80
15Ж83 - межконтинентальная баллистическая ракета железнодорожного базирования ракетного комплекса "Баргузин"
15П128 - ракетный комплекс "Сармат" с МБР 15А28
15П182 - ракетный комплекс на базе МБР 15Ж81 с гиперзвуковым боевым оснащением (ОКР "Осина-РВ")
15Н1531 - защитный колпак (ОКР "Сармат")

#7
2025 © К.Б.Стрельбицкий


КРАТКИЙ  КАТАЛОГ  ПАМЯТНЫХ  НАГРУДНЫХ  ЗНАКОВ  ВОИНСКИХ  ЧАСТЕЙ  ОСТАФЬЕВСКОГО  ГАРНИЗОНА


В данный каталог нами включены все известные памятные (юбилейные) нагрудные знаки всех воинских частей Остафьевского авиационного гарнизона. Каталог является кратким, так как не содержит полного фалеристического описания каждого включённого в него знака, а только его условное название и в скобках – указание на тексты и изображения конкретных самолётов на нём. Знаки перечисляются нами в соответствии с годами их чеканки:

1972 год – Памятный (юбилейный) знак к 30-летию Войсковой части № 42841 (на колодке – «30 лет», на реверсе – «30 / лет / Отдельный / транспортный / Краснознамённый / полк / Авиации / ВМФ / 1942 – 1972»; «Ан-12»)
1974 год – Памятный (юбилейный) знак к 30-летию Войсковой части № 13736 (на аверсе – «1944 – 1974 / ОТАЭ / ДА», на реверсе – «Отдельная транспортная эскадрилья / Д.А.»; «Ан-12»)
1977 год – Памятный знак к 35-летию Войсковой части № 42841 (на колодке – «30 лет», на реверсе – «35 / лет / Отдельный / транспортный / Краснознамённый / полк / Авиации / ВМФ / 1942 – 1977»; «Ан-12»)
1982 год – Памятный (юбилейный) знак к 40-летию Войсковой части № 42841 (на колодке – «40 лет»; «Ан-12»)
1984 год – Памятный (юбилейный) знак к 40-летию Войсковой части № 13736 (на колодке – «40 / лет», на аверсе – «1944 – 1984 / ОТАЭ / ДА», на реверсе – «Отдельная транспортная эскадрилья / Д.А.»; «Ан-12»)
1989 год – Памятный знак к 45-летию Войсковой части № 13736 (на аверсе – «ОТАЭДА / 45 / 1944 – 1989»; «Ан-12»)
1992 год – Памятный (юбилейный) знак к 50-летию Войсковой части № 42841 (на аверсе – «50 / лет / ОТАП / 1942 – 1992»; «Ан-12»)
1994 год – Памятный (юбилейный) знак к 50-летию Войсковой части № 13736 (на колодке – «50», на аверсе – «ОТАП ДА»; «Ан-12»)
1997 год – Памятный знак к 55-летию Войсковой части № 42841 (на колодке – «55», на аверсе – «ОТАП»; «Ан-72» и «Ли-2»)
2007 год – Памятный знак (в 2 вариантах) к 65-летию Войсковой части № 42841 (на аверсе – «Отдельный транспортный авиационный полк / 65 / Остафьево / 1942»; «Ан-72»)
2017 год – Памятный (юбилейный) знак к 75-летию Войсковой части № 49345 (на аверсе – «75 / Остафьево»; «Ли-2»)
2019 год – Памятный (юбилейный) знак к 75-летию Войсковой части № 13736 (на колодке – «75 / лет», на аверсе – «1944 – 2019 / ОТАП / ДА»; «Ли-2»)
2024 год – Памятный (юбилейный) знак к 80-летию Войсковой части № 13736 (на аверсе – «89 ТАП Остафьево 271 ОТАП / 80 / 23 – III / 1944»; «Ли-2»),
а так же памятный знак с текстом на аверсе «Остафьевская ВАШП / 10.1940 / 09.1941».

Известны так же:
1989 год – Настольная памятная медаль к 45-летию Войсковой части № 13736 (на аверсе – «За нашу Советскую Родину! / 45 / ОТАЭ / 1989»; «Ан-12»)
2012 год – Нагрудная памятная медаль к 70-летию Войсковой части № 49345 (на аверсе – «70 / лет», на реверсе – «Авиабаза Гарнизон Остафьево / 1942  2012»)
, а так же «фрачный» знак с надписью «ВВС / Остафьево / ВМФ».

 
#8
15Д312 - ЖРД 2-й ступени МБР 15А18М
15Х627 - заряд двигателя 15Д312
15Х725 - воспламенитель заряда 15Х627
#9
2025 © К.Б.Стрельбицкий

КРАТКИЙ  КАТАЛОГ  ПАМЯТНЫХ  НАГРУДНЫХ  ЗНАКОВ
79 - ГО  ОРДЕНА  КРАСНОЙ  ЗВЕЗДЫ  ТЯЖЁЛОГО  БОМБАРДИРОВОЧНОГО  АВИАЦИОННОГО  ПОЛКА


В рассматриваемый нами период (1956 – 1998 годы) свои памятные знаки имела одна-единственная воинская часть Серышевского авиационного гарнизона – 79-й ордена Красной Звезды тяжёлый бомбардировочный авиационный полк (Войсковая часть № 64385). В данный каталог нами включены все её известные к настоящему времени памятные (юбилейные) нагрудные знаки. Этот каталог является кратким, так как не содержит полного фалеристического описания каждого включённого в него знака, а только его условное название и в скобках – указание на тексты и изображения конкретных самолётов на нём. Знаки перечисляются нами в соответствии с годами их чеканки:

1973 год – Памятный знак к 35-летию части (на аверсе – «35»; «3М / М-4»),
1988 год – Памятный (юбилейный) знак к 50-летию части (2 варианта;  на аверсе – «50 / лет / войсковой части 64385»; «3М / М-4»),
1998 год – Памятный (юбилейный) знак к 60-летию части (на аверсе – «79 ТБАП / 1938 – 1998»; «Ту-95МС»).

К настоящему времени известны так же:
2008 год – Памятный (юбилейный) знак к 70-летию части (на аверсе – «1938 79 ТБАП 2008»; «Ту-95МС»),
2009 год – Памятный знак части (на аверсе – «Через невозможное / вперед / 1938 / 2009 / 79 / тбап»; «Ту-95МС»),
2018 год – Памятный (юбилейный) знак к 80-летию части (2 варианта: первый – на аверсе – «79 / ТБАП / СБ / 2018 – 1938»; «СБ»; первый – на аверсе – «79 / ТБАП /  М-4 / 2018 – 1938»; «М-4»),
2023 год – Памятные знаки к 85-летию части (2 различных знака: первый – 2 варианта; на аверсе – «79 ТБАП 1938 2023 / Дальняя авиация»; «Ту-95МС»; на реверсе – «Авиабаза / Украинка»; второй на аверсе – «79 ТБАП / 1938 / 2023 / 85 лет»; «Ту-95МС»),
недатированные памятные знаки – 3 различных знака (первый – на аверсе – «79 / ТБАП / Через невозможное – вперед / 1938»; второй – на аверсе – «Через невозможное – вперед / 1938»; третий – 3 варианта; на аверсе – «М-4 - 3М / 79 ТБАП / Украинка / Дальняя авиация»; «3М / М-4»; на реверсе – «1957 – 1985»),
а так же:
2018 год – Нагрудная памятная (юбилейная) медаль к 80-летию части  (на аверсе – «79 ТБАП /  1938 – 2018»; «Ту-95МС»).

#10
15Т521 - комплект наземного технического оборудования ракетного комплекса "Сармат"
15Т548 - стенд сборки боевого оснащения из состава КНТО 15Т521
15Т549 - стенд сборки головной части из состава КНТО 15Т521
15Т550 - комплект грузозахватных средств из состава КНТО 15Т521
15Т551 - комплект вспомогательных средств из состава КНТО 15Т521
15Т552 - комплект технологического оборудования для подготовки боевого оснащения из состава КНТО 15Т521
15Т553 - комплект средств освидетельствования из состава КНТО 15Т521
15Т554 - герметичный контейнер из состава КНТО 15Т521
15Т555 - изотермический транспортно-стыковочный агрегат из состава КНТО 15Т521
15Т558 - машина средств обслуживания из состава КНТО 15Т521