Новости:

Прежде, чем сказать "ДАЙТЕ" посетите раздел 8.5. Что такое "по запросу"


С корреспондентами без имени, возраста и места жительства в переписку не вступаем.


    Годятся любые технические описания любых машин, приборов, агрегатов, устройств (хорошо бы) военно-технического назначения советского периода.
На любую только отечественную технику, оборудование, изделия, объекты, образцы, модели, проекты и детали.
Всё над чем трудились наши славные предки и чему грозит утрата и/или забвение.
Так же нас не интересуют только одни ссылки на ИЗВЕСТНЫЕ материалы других сайтов.

Мы НЕ ТОРГУЕМ материалами нашего форума.
А прежде чем писать запросы - читайте форум.

С уважением, Суворов АВ

С корреспондентами без имени, возраста и места жительства в переписку не вступаю.

Сэкрэтные и постСоветские популярные цветные издания не предлагать.
Найдено помещение для библиотеки форума. В Санкт-Петербурге на Васильевском.
Ищем энтузиастов способных принять участие в обустройстве.



Последние сообщения

#1
(Продолжение)

Денежное и материальное довольствие
По прибытии в часть нас полностью одели и обули в соответствии с климатом (полушубки, шапки, валенки, меховые сапоги, меховые варежки с одним пальцем, нижнее белье тёплое и обычное, выдали полевую форму, шинели, фуражки, ботинки и материю для повседневной формы и парадной). Из материи для парадной формы я уже потом в Москве пошил себе костюм и пальто, которые потом ещё долго носил. А шинель с лейтенантскими погонами до сих пор (уже более 45 лёт) висит у меня в шкафу как память.
Оклад у меня был 310 рублей в месяц, мы также получили подъёмные в размере двух окладов и столько же при убытии из части в декабре 1970 года. По тем временам это были очень хорошие деньги. Учитывая, что ни на еду, ни на одежду тратить было не нужно, при экономной жизни можно было за два года скопить тысяч 6 (в то время цена «Жигулей»). Некоторые из нас столько и скопили. Я был менее экономен (кроме того, я посылал часть денег жене), привез в Москву 2,5 тысячи рублей, на которые сделал первый взнос на 2-комнатную кооперативную квартиру.
Сама организация воинской службы была для нас несколько непривычна. Дело в том, что в то время (не знаю как сейчас) денежное содержание офицера не зависело от того, где он находится и что делает: болею я, в отпуске, в запое, просто прогуливаю, – с точки зрения зарплаты никакого значения не имело. Особенно это относилось к двухгодичникам, мер воздействия на которых, по существу, не было. Если кадровый офицер мог получить выговор или какое-то другое наказание, которое влияло на получение следующего звания, должности и т.п., то для двухгодичников это было совершенно неважно. За два года мы по два раза были в отпуске, официальная продолжительность которого была с дорогой 45 дней. Я, например, оба раза задерживался на неделю, некоторые больше. А один из нас послал из отпуска телеграмму с просьбой оформить ему отпуск на месяц за свой счет. Ответа он никакого не получил. Приехал на месяц позже. Ну, его немного пожурили и все. Приходит день зарплаты, он не идёт получать. Его спрашивают, что ты, мол, не идёшь. Он – ну как же, я же за свой счет... Над ним посмеялись и отправили в кассу.

(Продолжение следует)

#2
Челябинский тракторный завод (з-д №100)
      
701-1 - опытный тяжелый танк (с 122-мм пушкой Д-25Т)
701-2 - опытный тяжелый танк (с 100-мм пушкой С-34-II)
701-3 - опытный тяжелый танк (с 100-мм пушкой С-34-I)
701-4 - опытный тяжелый танк
701-5 - опытный тяжелый танк (объект 701-1 с усиленным бронированием)
701-6  - тяжёлый танк ИС-4
703 - тяжелый танк ИС-3 "Кировец-1"
703М - тяжелый танк ИС-3М
704 - опытная тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 (с 152-мм пушкой БЛ-10)
705А - проект тяжелого танка
706 - проект тяжелого танка
708 - опытный тяжелый танк (объект 730 с дистанционно-управляемой ЗПУ)
709 - опытный тяжелый танк (объект 730 с упрощенной механической трансмиссией)
710 - скоростной трактор общего назначения
711 - промышленный трактор  Т-140 (С-140)
712 - артиллерийский тягач средний АТ-С
715 - самоходная артиллерийская установка (проект)
718 - проект четырёхгусеничного тяжелого танка
721 - проект четырёхгусеничной САУ
726 - проект четырёхгусеничного тяжелого танка
728 - ходовой макет плавающего танка
730 - тяжелый танк Т-10 (ИС-8)
730П - опытный тяжелый танк (объект 730 с ПАЗ)
731 - тяжелый танк Т-10А (пр-ва ЧТЗ)
733 - тяжелый танк Т-10Б (пр-ва ЧТЗ)
734 - тяжелый танк Т-10М (пр-ва ЧТЗ)
734Мл - опытный тяжелый танк (объект 734  с ПТУР 9М14М)
739 - опытный тяжелый танк (об. 730 с автоматической системой ППО)
740 - легкий плавающий танк ПТ-76
740Б - легкий плавающий танк ПТ-76Б
740М - опытный легкий плавающий танк (объект 740Б с ПТУР 9М14М)
743 - предсерийный тяжелый танк Т-10М
748 - дизель-электрический трактор ДЭТ-250
750 - бронетранспортер БТР-50П
750А - бронетранспортер БТР-50ПА
750К - командно-штабная машина БТР-50ПУ
750ПК - бронетранспортер БТР-50ПК
750ПУ - командно-штабная машина БТР-50ПУ
750ПУМ - командно-штабная машина БТР-50ПУМ
752 - тяжелый танк (проект, с АЗ)
753 - тяжелый танк Т-10 с ночными приборами наблюдения и стрельбы
755 - комплект индивидуальных средств переправы для тяжелого танка объект 272
756 - опытный тяжелый танк (объект 272 с усиленной ПАЗ)
757 - опытный ракетный танк
760 - экспериментальная машина на воздушной подушке
761 - боевая разведывательная машина на воздушной подушке БРДМ-ВПК
764 - опытная боевая машина пехоты
765 - боевая машина пехоты БМП-1
767 - шасси ПРП 1Ж3
768 - опытная боевая машина пехоты (объект 765 с 73-мм орудием "Зарница" и удлиненным корпусом)
769 - опытная боевая машина пехоты (объект 768 с 30-мм пушкой 2А42)
770 - опытный тяжёлый танк
772 - ракетный танк (на базе объекта 430)
773 - командирская боевая машина пехоты БМП-1К «Коршун»
773П - командирская боевая машина пехоты БМП-1ПК
774 - командно-штабная машина БМП-1КШ "Поток-2"
775 - опытный ракетный танк (на базе объекта 432)
775Т - опытный ракетный танк (объект 432 с ГТД-700)
777 - тяжелый танк (проект, с АЗ)
778 - опытный ракетный танк ???
779 - шасси ПРП 1В121
779М - шасси ПРП 1В145
780 - опытный ракетный танк (на базе объекта 775)
780 - основной танк (проект)
781 Сб. 7 - опытная боевая машина поддержки танков с двумя автономными 30-мм пушками 2А72 (ОКР "Становление")
781 Сб. 8 - опытная боевая машина поддержки танков с 100-мм пушкой 2А70 и спаренной 30-мм пушкой 2А72 (ОКР "Становление")
782 - проект БМПТ (боевая машина пехоты тяжёлая), на шасси объекта 187 с двумя 30-мм АП (ОКР "Рамка")
785 - опытный основной танк (объект 219Р с ДД 2В-16, 7-опорной ХЧ и усиленным вооружением)
788 - легкий плавающий танк "Судья"
#3
7ЯК1 – коробка укупорочная для патронов 7,62-мм обр. 1943 г.
#4
Курганский машиностроительный завод

650 - артиллерийский тягач средний АТС-59
651 - артиллерийский тягач средний АТ-С (производства КМЗ)
652 - шасси (на базе объекта 650)
655 - шасси (на базе объекта 650)
657 - шасси (на базе объекта 650)
658 - шасси (на базе объекта 650)
659 - колесно-гусеничная боевая машина пехоты (проект)
661 - шасси (на базе объекта 650)
664 - колесная боевая машина пехоты (проект)
665 - опытный двухзвенный гусеничный транспортер
666 - коробка передач для автобуса
667 - гусеничный седельный тягач АТС-59С (на базе объекта 650)
668 - артиллерийский тягач средний АТС-59Г
670 - многоцелевой тягач-транспортёр (эскизно-технический проект)
673 - боевая машина пехоты БМП-1С
675 - боевая машина пехоты БМП-2
675Е-Сб3 - боевая машина пехоты Б-18 (с БМ "Эпоха")
676 - боевая разведывательная машина БРМ-1
677 - опытная боевая машина пехоты
678 - командирская боевая машина пехоты БМП-2К
680 - опытная боевая машина пехоты (объект 765 с низкопрофильной башней и 30-мм пушкой 2А38)
681 - опытная боевая машина пехоты (объект 765 с 73-мм орудием "Зарница")
685 - опытный легкий авиадесантный плавающий танк "Судья"
688 - опытная боевая машина пехоты "Басня"
688М - боевая машина пехоты БМП-3
688Д-сб6 - шасси боевой машины 2С38 комплекса ЗАК-57 "Деривация-ПВО"
688Е-сб6 - боевая машина пехоты Б-19 (с БМ "Эпоха")
691 - легкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л "Беглянка" (на базе объекта 688)
693 - гусеничный бронетранспортёр Б-10 (ОКР "Курганец-25")
695 - боевая машина пехоты Б-11 (ОКР "Курганец-25")
697 - шасси САУ 2С18 "Пат-С" и 2С31 "Вена" (на базе объекта 688)
698 - командирская боевая машина пехоты БМП-3К
699 - универсальное гусеничное шасси (на базе объекта 688) для САУ, БМ ПТРК
#5
17.07.2025

Уважаемые коллеги!
Сегодня – 17 июля, День Авиации Военно-морского флота России. Поздравляю вас всех с этим праздником и сообщаю о продолжении своего Интернет-проекта «История Морской Авиации Отечества – в вашем компьютере».
Сегодня я представляю в уже известных вам его разделах сканы 14 следующих книг 1917 – 2021 годов издания:

Аэродром Вторая Речка (2021)
Белые пески Камрани (2018)
Боевые действия авиации на море (1940)
Воздушная битва за Севастополь 1941 – 1942 (2007)
Действия Военно-Воздушных Сил Северного флота на морских сообщениях противника (1949)
Действия Военно-Воздушных Сил Северного флота по обеспечению перехода конвоев союзников (1945)
Краткий исторический очерк развития и организации морской авиации в России с 1911 до начала 1918 года (1932)
Морская авиация (1932)
Отечественная морская авиация в Первую мировую войну (2004)
Палубная авиация (1995)
Применение гидроавиации для совместных действий с речной военной флотилией (1921)
Советские ВВС против кригсмарине (2010)
Уход за аэропланами и гидроаэропланами (1917).

Главным же подарком к сегодняшнему празднику для всех читателей электронной библиотеки «История Морской Авиации Отечества – в вашем компьютере» станет сделанный одним из моих коллег-авиапоисковиков скан почти 800-страничного справочника 

«Век в строю ВМФ. Авиация Военно-морского флота России 1910 – 2010 гг.» (2012)

, содержащего подробные исторические справки по всем частям и соединениям, существовавшим за вековую историю Морской Авиации Отечества.

Изучите сегодняшний список сканов, выберите из него интересующие вас издания, сообщите об этом по моему электронному адресу kbszajac@yandex.ru – и они будут мной бесплатно вам высланы.

С уважением – К.Б.Стрельбицкий

#6
Омский завод транспортного машиностроения

600 - самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 на базе Т-54
601 - радиоуправляемая танковая мишень (на базе объекта 155)
601А - радиоуправляемая танковая мишень
602 - танковый мостоукладчик МТУ-20
602А - танковый мостоукладчик РМБ
602Б - танковый мостоукладчик ТШБ
604 - турбореактивный минный тральщик ТМТ
605 - опытный средний танк (объект 155 с СЭП переменного тока)
606 - турбореактивный минный тральщик (на базе объекта К-241)
606 - опытный средний танк с КАЗ "Веер-1"
607 - средний танк Т-55А с повышенным уровнем ПАЗ
608 - бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 "Лебедка" (на базе объекта 176)
608П - ???
609 - колесно-гусеничная боевая машина пехоты (проект)
609 - установка запуска дымовых и осветительных боеприпасов на танке Т-55А (объект 607)
609Д - опытный средний танк с КАЗ "Дрозд"
610 - опытный артиллерийский подвижный бронированный наблюдательный пункт АПБНП "Буйвол"
611 - опытный средний танк (объект 137 с ПАЗ)
612 - опытный средний танк (объект 155 или 166 с автоматической КПП)
613 - гусеница с РМШ для объектов 137, 155, 166, 172
614А - опытный средний танк (объект 137Г с ПТУР 9М14М)
614Б - опытный средний танк (объект 137Г2 с ПТУР 9М14М)
614В - опытный средний танк (объект 155 с ПТУР 9М14М)
615 - командирский танк Т-55АК
616А - инженерная машина разграждения ИМР (на базе объекта 155)
617 - опытный средний танк
618 - опытный танк командира дивизии (на базе объекта 432)
619А - опытный средний танк (объект 155 с плавсредствами ПСТ-63А)
619Б - опытный средний танк (объект 166 с плавсредствами ПСТ-63А)
619В - опытный средний танк (объект 432 с плавсредствами ПСТ-63А)
620 - самоходная артиллерийская установка СУ-122А (проект)
622 - опытный средний танк (объект 607 с усиленным подбоем)
623А - опытный средний танк (объект 432 с резервным двигателем В-45)
623Б - опытный средний танк (объект 432 с двигателем УТД-45 или В-33)
625 - опытный средний танк (объект 155А с ПТУР 9М14М)
626В - опытный средний танк (объект 155 с плавсредствами объект 80)
626Б - опытный средний танк (объект 166 с плавсредствами объект 80)
627В - опытный средний танк (объект 432 с плавсредствами объект 80)
627 - опытный средний танк (со 152-мм нарезной пушкой Д-317 с возможностью стрельбы ТУР "Лотос-М")
627А - автономная зенитная установка для ОБТ на базе автоматической пушки ТКБ-094 с изменяемым темпом стрельбы
629 - средний танк объект 155 с КДТ-1 ???
629В - дозорно-патрульная машина ДПМ
630 - командирский танк Т-80БК
630А - командирский танк Т-80УК
631 - опытный средний танк (объект 155А с КУВ "Бастион")
632 - танковый мостоукладчик МТУ-72 "Тритон"
633 - танковый мостоукладчик МТУ-90
634 - шасси БМ ТОС-1
634Б - шасси БМ ТОС-1А
634-м60 - шасси БМ ТОС-1А (на базе танка М60)
635 - тяжелый механизированный мост ТММ-6 "Гусеница"
636 - опытный средний танк со 130-мм пушкой
637 - инженерная машина разграждения ИМР-2
639 - средний танк Т-55А (производства ОЗТМ)
639АМ - средний танк Т-55АМ (производства ОЗТМ)
639М - средний танк Т-55М (производства ОЗТМ)
640 - опытный основной танк Т-80УМ2 "Тарантул" ("Черный Орел")
642 - опытный средний танк с КАЗ "Дождь"
642 - средний танк Т-55АД с КАЗ "Дрозд"
644 - опытный основной танк (объект 219 с ДД В-46-6)
647 - бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У
650 - унифицированное типовое шасси на базе танка Т-95 Омского КБТМ (ОКР "Однотомник")
#7
(Продолжение)

Теперь о службе
Мы попали в самый первый офицерский призыв на срочную службу выпускников, окончивших высшие учебные заведения с военной кафедрой. Закон вступил в силу в 1968 году. Таких двухгодичников в Серышево приехало в ноябре – декабре 1968 года 9 человек (все разных специальностей, по радиоэлектронике я был один): 6 из Москвы (в том числе я), один из Перми (с женой и ребенком), двое не помню откуда (но тоже из Европейской части). Нас поселили в офицерское общежитие (семье из Перми дали двухкомнатную квартиру в городке). Немного позже мы все переехали в комнаты в частных домах. Я снял на улице Пионерской маленькую комнатку, около 6 квадратных метров за 20 рублей в месяц, включая ужин.
Всех нас назначили служить в ТЭЧ (Технико-эксплуатационная часть – КБС) дивизии на аэродроме, меня – в подразделение по ремонту и эксплуатации систем управления бомбометанием и пушками. В подчинении у меня было ещё двое солдат, имевших образование 10 классов, для непосредственно ремонтно-технических работ. Надо сказать, что служба техника-лейтенанта в ТЭЧ была не очень загруженной.
Режим: 1-я смена: завтрак, служба с 8 до 15, потом обед, на служебный поезд до Серышево – и свободен; 2-я смена: обед, служба с 15 до 22, потом ужин; третья: ужин, служба с 22 до 8, обед в 3 часа ночи, утром завтрак. В основном была 1 и 2 смена, третья бывала во время учений или во время казарменного положения, когда были события на острове Даманский (март 1969 года).
Раз в месяц ¬– наряд (охрана территории (Имеется в виду гарнизонный караул – КБС) или патруль).
Сама служба заключалась в основном в ремонте аппаратуры, снятой приданными солдатами с самолётов. Иногда какие-то работы проводились и непосредственно на самолёте. Зимой было, конечно, труднее: при температуре 45 градусов на ветру что-то делать (что-нибудь снимать, ставить или регулировать), сидя верхом на хвостовом оперении на высоте 15 метров (высота пятиэтажного дома) – удовольствие, мягко выражаясь, ниже среднего.
Правда, получилось так, что характер моей службы через небольшой период существенно изменился. Дело в том, что мой начальник в ТЭЧ и многие другие офицеры учились в заочных военных академиях. И когда выяснилось, что я хорошо знаю математику, физику и многие технические дисциплины (электронику, радиотехнику и т.д.), начальник полностью переложил на меня свою учебную программу (курсовые, контрольные и т.п.), а другие «студенты» приходили в основном с контрольными по математике и физике. И это занимало большую часть моего рабочего времени в первый год службы. Иногда приходили и домой в Серышево. В результате за два года я прошел почти полный курс по нескольким специальностям, в том числе и по паре, которых я в институте и не изучал.
На второй год моя службы существенно изменилась из-за наземной аварии с одним из бомбардировщиков «3М», произошедшей осенью 1969 года на авиабазе «Украинка». Ни номера самолёта, ни его командира я не помню. После возвращения самолёта из очередного суточного полёта по облёту границ СССР, во время послеполётных работ, при извлечении кислородных баллонов, солдат уронил баллон в помещении между кабиной пилотов и бомбовым отсеком. При падении вентиль сорвало, и от искры начался сильный пожар, в результате которого выгорела кабина пилота, прилегающие помещения и часть бомбового отсека. Пострадало, к счастью, только оборудование и кабели, конструктивные элементы не пострадали. Чтобы избежать возможного серьёзного наказания, командир дивизии (Имеется в виду генерал-майор авиации Гончаренко Иван Иванович (1923 – 2016) – КБС) дал обязательство, что самолёт будет восстановлен своими силами. Собрали бригаду из 6 инженеров-двухгодичников (в том числе в неё вошел и я), и мы за год самолёт полностью восстановили. После этого самолёт необходимо было перегнать на ремонтный завод в Рязань, но лётчики категорически отказывались лететь на «самодельном» самолёте. В конце концов, перегнали, и оказалось, что мы все сделали ремонт идеально, никаких претензий у завода не было, и самолёт был принят в эксплуатацию.
Во время учений мы один раз летали на транспортном самолёте «Ил-14» в Семипалатинск (летом), а другой раз -  в Анадырь (зимой). Были там по 2 – 3 дня.
Расскажу комичную историю из жизни Дальней Авиации, случившуюся, по-моему, в 1970 году. Бомбардировщики «3М», базировавшиеся на аэродроме «Украинка», постоянно совершали беспосадочные облёты вдоль границы СССР (против часовой стрелки). Полёт длился обычно около суток с двумя дозаправками в воздухе. Взлёт был ночью, часа в 3 – 4. А перед этим на самолёте выполнялись регламентные работы. Однажды во время регламентных работ с правой стороны самолёта в районе бомбового отсека был снят круглый лист обшивки диаметром около 2 метров, который потом в темноте забыли поставить обратно. Самолёт так и взлетел с «дырой» в правом борту, и ни экипаж, ни наземные службы этого не заметили. Какого-то существенного значения для полёта это не имело, так как бомбовый отсек вообще негерметичен, а на аэродинамику на высоте 10 км это тоже особенно не влияло. Но был один нюанс. Дело в том, что облёты наших границ параллельно с нашими самолётами совершали американские «Б-52». Большинство пилотов даже знали друг друга в лицо. Американские пилоты, увидев нештатную дыру в фюзеляже, удивились, и стали жестами показывать нашим пилотам на борт самолёта. Наши, естественно, ничего не понимали и не никак не реагировали. Американцы связались со своим штабом в Анкоридже и доложили, что в советском «3М» нештатный проем в правом борту и, видимо, установлено какое-то новое оборудование. Наши перехватили это сообщение и направили его в штаб ВВС в Москву. В штабе очень удивились, потому что ни о каком новом оборудовании ничего не знали, и запросили штаб Забайкальского ВО (Здесь и далее – военного округа – КБС), находившийся в Иркутске. Там тоже ничего не знали. В результате к моменту возвращения самолёта в Украинку, туда прилетел командующий Забайкальского ВО (Имеется в виду генерал армии Пётр Алексеевич Белик – КБС). Никаких последствий это происшествие не имело – посмеялись, пожурили кого надо, солдат, забывший поставить лист, получил наряд вне очереди. На этом всё и кончилось.
И ещё один случай на аэродроме. Как известно, реактивные самолёты заправляют керосином. Для этого по аэродрому проложены керосиновые трубопроводы, расположенные в бетонированных траншеях. Не знаю почему, но все эти трубопроводы сильно подтекали, и траншеи всегда были полны керосином. Кому был нужен керосин для своих нужд, приходили с бидончиком и набирали его. А на аэродроме примерно в центре поля было одно место, где образовалось понижение рельефа, и из какого-то трубопровода туда натек керосин, образовалось озерцо из керосина диаметром метров 30. Вокруг, метрах в 100 от этого места располагались стоянки самолётов. Дело было зимой. Что делать? И какой-то умник ночью поджёг это озеро. К счастью не было ветра. Никакой, подходящей по ситуации, пожарной техники на аэродроме не было. Озеро горело около суток и выгорело. К счастью, всё обошлось.

(Продолжение следует)
#8
2017 © Сторожук О.А.


ВОСПОМИНАНИЯ  О  СЛУЖБЕ  В  СЕРЫШЕВО  В  1968  –  1970  ГОДАХ


В 1968 году я был призван на военную службу на два года как офицер после окончания МЭИ (Московского Энергетического Института – КБС). К этому моменту я уже 4 года работал на почтовом ящике, был старшим инженером, у меня были хорошие перспективы, плюс я уже был женат, а жена училась в аспирантуре. В этой ситуации я всячески пытался увильнуть от призыва, в результате всех, кого призывали вместе со мной, направили в части недалеко от Москвы, а меня в Серышево Амурской области в дивизию Дальней Авиации. Но как потом оказалось, я только выиграл от этого назначения.
Что такое Серышево? В то время это был ПГТ (Посёлок городского типа – КБС) с населением около 10 тысяч человек, из которых около половины составляли семьи офицеров дивизии. Военный городок состоял из примерно двух десятков 3 – 4-этажных кирпичных домов со всеми удобствами, кроме того, в нём был Дом Офицеров, кинотеатр, стадион. Остальная часть фонда были частные дома.
Аэродром стратегической авиации (дальние бомбардировщики конструкторского бюро Мясищева «3М» и заправщики «М-4») находится около села Украинка, примерно в 10 км от Серышева и соединен с ним узкоколейкой и шоссе. Аэродром сейчас называется авиабаза «Украинка».
Я прибыл в Серышево из Благовещенска (до Благовещенска на самолёте «Ил-18» из Москвы) 08.12.1968. Поскольку прилетел я из Москвы, то был одет довольно легко (я имел очень слабое представление о том, какая там погода) в лёгком пальто, полуботинках и шапке. Температура в это время была минус 42 градуса. И это было мое первое и, наверное, самое сильное впечатление от Серышева. Поэтому сначала я хочу рассказать о климате этого района. Хотя Серышево находится на широте Киева, здесь зона резко-континентального климата: зимой мороз достигал 47 градусов, а лётом – жара до 35 – 40 градусов в тени. Это зона вечной мерзлоты, что накладывает отпечаток на многое. В году 300 солнечных дней, как в Сочи, зимой осадков мало – снег около 10 – 15 см, бывают вообще бесснежные зимы. В середине сентября днем 15 градусов тепла, ночью – 15 градусов мороза. Листья и трава замерзают зелеными и так всю зиму и стоят, постепенно бурея. Если посмотреть в окно в ноябре – декабре, то обычная картина: солнце, голубое небо, зеленые листья и трава, пыль на дороге, а на улице может быть 25 – 30 градусов мороза. Небольшие озера, которых там много, зимой промерзают до дна вместе с единственной водящейся в них рыбой – ротанами (весной они оживают). А когда лётом купаешься, то сверху вода 20 градусов, а ногами по льду идёшь. Подобное (в совокупности) вряд ли можно где-то ещё встретить. Необходимо отметить, что зимой влажность воздуха очень низкая, и мороз даже в 47 граду   сов переносится довольно легко – если не было ветра, мы обычно даже не опускали уши на шапках. Природная зона – лесостепь. Севернее тайга, южнее – степь.
Основная сельскохозяйственная культура – соя. В Амурской области в то время выращивалась треть всего урожая сои в СССР. Мороза она не боится, поэтому убирают урожай обычно, когда земля замерзнет. Растение похоже на фасоль.

(Продолжение следует)
#9
Мытищинский машиностроительный завод

551 - кузов объекта 426 ???
552 - автомобиль-самосвал ЗиЛ-ММЗ-552 на базе ЗиЛ-130
553 - автомобиль-бетоновоз ЗиЛ-ММЗ-553 на базе ЗиЛ-164
554 - автомобиль-самосвал ЗиЛ-ММЗ-554 на базе ЗиЛ-130
555 - автомобиль-самосвал ЗиЛ-ММЗ-555 на базе ЗиЛ-130
560 - шасси ММЗ-560 (8х8)
560У - шасси ММЗ-560У (10х8)
561 - артиллерийский тягач полубронированный АТ-П
562 - средний многоцелевой транспортер-тягач МТ-СМ (ГМ-562) ???
562-01 - средний многоцелевой транспортер-тягач ГМ-562-01
563 - артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПНП-1 "Рысь" (на базе объекта 561)
564 - гусеничный тягач ГТ-М ???
565 - артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПНП-2 "Ярус-А" (на базе объекта 561)
566 - шасси ГМ-566
567 - шасси ГМ-567
567А - шасси ГМ-567А
567М - шасси ГМ-567М СОЦ 9С18М1 ЗРК 9К37М1
568 - шасси ГМ-568 СУРН 1С91 ЗРК 2К12
568А - шасси ГМ-568А
568М - шасси ГМ-568М СУРН 1С91М ЗРК 2К12М
568М1 - шасси ГМ-568М1 СУРН 1С91М1 ЗРК 2К12М
568М2 - шасси ГМ-568М2 СУРН 1С91М2 ЗРК 2К12М2
569 - шасси ГМ-569 СОУ 9А38 ЗРК 2К14М4
569-01 - шасси ГМ-569-01
569А - шасси ГМ-569А СОУ 9А310 ЗРК 9К37
570 - опытная авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76
571 - опытная плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76П
572 - авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57
573 - авиадесантная самоходная артиллерийская установка СУ-85
574 - опытная плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57П
575 - шасси ГМ-575 ЗСУ 2А6
575А - шасси ГМ-575А
575М - шасси ГМ-575М ЗСУ 2А6М
575М4 - шасси ЗСУ 2А6М4
576 - самоходная установка с реактивным вооружением для СВ и ВДВ (проект)
577 - шасси ГМ-577 ПЗУ 9А39 ЗРК 9К37
577А - шасси ГМ-577А
577Б - шасси ГМ-577Б
577Б-01 - шасси ГМ-577Б-01
578 - шасси ГМ-578 СПУ 2П25 ЗРК 2К12
578М - шасси ГМ-578М СПУ 2П25М ЗРК 2К12М
578М1 - шасси ГМ-578М1 СПУ 2П25М1 ЗРК 2К12М
578М2 - шасси ГМ-578М2 СПУ 2П25М2 ЗРК 2К12М2
579 - шасси ГМ-579 КП 9С470 ЗРК 9К37
579А - шасси ГМ-579А
581 - 2-осный прицеп-самосвал ММЗ-581
584 - 1-осный полуприцеп ММЗ-584
585 - автомобиль-самосвал ЗиС-ММЗ/ЗиЛ-ММЗ/ДАЗ/КАЗ-585 на базе ЗиС-150, ЗиЛ-164
596 - шасси ГМ-596 ???
#10
Рубцовский машиностроительный завод

501 - боевая разведывательная машина БРМ-3К "Рысь"
502 - командно-штабная машина "Поток-4(1)"
502ТБ - шасси транспортное бронированное
503 - шасси ПРП 1В121
506 - командно-штабная машина "Оператор" (на базе объекта 501, проект)
507 - ремонтная машина гусеничная РМ-Г "Десна"
508 - шасси ПРП 1В145
509 - шасси ПРП ПРП-4МУ
510 - установка разминирования (на базе объекта 501, проект)
512 - боевая разведывательная машина БРМ-1КМ "Аут"
515 - двухзвенный транспортер ДТ-4П "Ледоруб"
520 - гусеничный транспортер ГПЛ
521 - универсальное гусеничное шасси
521М1 - универсальное гусеничное шасси
521С - универсальное гусеничное шасси
523 - самоходная краново-бурильная машина СКБМ-523
523М - самоходная краново-бурильная машина СКБМ-523М
528 - передвижная гусеничная буровая машина ПГБМ-528
529 - машина грузовая транспортер-тягач МГТ-529
530 - зенитная самоходная установка "Волга" (с пушкой "Ока" и РПК "Байкал-2", проект)
536 - тяжелый гусеничный транспортер ГТ-ТМ
540 - опытный КП
550 - шасси СПУ ЗРК "Круг-П"
551 - шасси СОЦ ЗРК "Круг-Ц"
561А - переправочно-десантный паром
561П - паром объекта 561А
561Т - транспортер объекта 561А
563 - транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т для ТОС-1
564 - тяжелая боевая машина огнеметчиков БМО-Т