Технические описания и инструкции по эксплуатации. RussianArms.SU

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Прежде, чем сказать "ДАЙТЕ" посетите раздел 8.5. Что такое "по запросу"


С корреспондентами без имени, возраста и места жительства в переписку не вступаем.

    Годятся любые технические описания любых машин, приборов, агрегатов, устройств (хорошо бы) военно-технического назначения советского периода.
На любую только отечественную технику, оборудование, изделия, объекты, образцы, модели, проекты и детали.
Всё над чем трудились наши славные предки и чему грозит утрата и/или забвение.
Так же нас не интересуют только одни ссылки на ИЗВЕСТНЫЕ материалы других сайтов.

Мы НЕ ТОРГУЕМ материалами нашего форума.
А прежде чем писать запросы - читайте форум.

С уважением, Суворов АВ

С корреспондентами без имени, возраста и места жительства в переписку не вступаю.

Сэкрэтные и постСоветские популярные цветные издания не предлагать.
Найдено помещение для библиотеки форума. В Санкт-Петербурге на Васильевском.
Ищем энтузиастов способных принять участие в обустройстве.

Страницы: [1] 2 3 ... 10
 1 
 : 2025 Февраля 06, 21:17:34 
Автор SuvorovAV1956 - Последний ответ от SuvorovAV1956
378 ОбщеВоен. ОБЩЕЕ
379 Обще. руковод Докум
380 Обще. Техника Безоп ОБЩЕЕ
381 Обще. Первая помощь
382 Обще. УСТАВЫ
383 Обще. ЗамПолиту и психологу ОБЩЕЕ
384 Обще. ЗамПолиту и психологу ПОЛИТИКА
384 Обще. ЗамПолиту и психологу РЕЛИГИЯ
385 Обще. ЗамПолиту и психологу ДОСУГ
386 Обще. ЗамПолиту и психологу НАРКОЛ
387 Обще. ЗамПолиту и психологу ИЗДЕЛИЯ
388 Обще. ЗамПолиту и психологу ЭТИКЕТ
389 Обще. резерв-свободен
390 Обще. Право военное
391 Обще. ГИГИЕНА, санитария
392 Обще. Санитарная служба
392 Санитарное дело
393 Обще. резерв-свободен
394 Обще. Медицина Военная
395 Обще. Медицина Оборудов
396 Обще. Выживание. ОБЩЕЕ
397 Обще. Выживание. Пища
398 Обще. Метеo. ОБЩЕЕ
398 Обще. Метео. ИЗДЕЛИЯ
399 Обще. резерв-свободен
400 Обще. Оптика Приборы прицелив, Наблюден, ПНВ, Ориент. ОБЩЕЕ
401 Обще. Оптика Набл, Приц, ПНВ. ИЗДЕЛ
402 Обще. Оптика Набл, Прицелы, ПНВ. ИНОземное
403 Обще. Оптика ФотоГрафия. ИЗДЕЛИЯ
404 Обще. резерв-свободен
405 Обще. резерв-свободен
406 Обще. Обмундирование (Одежда, Обувь)
407 Обще. Снаряжение (Амуниция) ОБЩЕЕ
408 Обще. Снаряжение (Амуниция) ИЗДЕЛИЯ
409 Обще. Снаряжение защитное ИЗДЕЛИЯ
410 Обще. ИЗДЕЛИЯ
410.1 Обще. Издел. ПАЛАТКИ
411 Обще. Подготовка ФИЗическая
412.1 Обще. Подготовка Боев искус. ОБЩЕЕ
412.2 Обще. Подготовка Боев искус. САМБО и Рукопаш
412.3 Обще. Подготовка Боев искус. Холодное
413 Обще. Подготовка СТРОЕВАЯ
414 Обще. Подготовка ГОРНАЯ
415 Обще. Подготовка Боевая
416 Обще. Подготовка Воен обучение
417 Обще. Подготовка Воен обуч Начальн
418 Обще. Подготовка ОГНЕВАЯ
419 Обще. Подготовка огнев. Снайпинг
420 Обще. Подготовка огнев. ПТО
421 Обще. Подготовка УЧЕБНИКИ сержантов и МС
422 Обще. ТАКТИКА
423 Обще. Топо ОБЩЕЕ
423 Обще. ТопоГрафия, КартоГрафия, ГеоДезия, НАВИГАЦ
424 Обще. КАРТЫ
425 Обще. КриптоГрафия
426 Обще. Связь. ОБЩЕЕ
426 Обще. Связь. Сигнализация
427 Обще. Маскировка
428 Обще. Тыл ОБЩЕЕ
429 Обще. Тыл Быт
430 Обще. Тыл ГСМ ОБЩЕЕ
431 Обще.  Тыл ГСМ ИЗДЕЛИЯ
432 Обще. Тыл ИМУЩЕСТВО
433 Обще. Тыл. КЭЧ ОБЩЕЕ
434 Обще. Тыл Кухня. Оборуд
435 Обще. Тыл Провиант и кулинария
435.1 Обще. Тыл Провиант и кулинария. История
436 Обще. Тыл Провиант АЛКО и табак
437 Обще. резерв-свободен
438 Обще. резерв-свободен
439 Обще. Животные служебные Собаки, лошади, ослы, верблюды, голуби
440 Обще. Животные служебные. Ветеринария
441 Обще. Стенография
442 Обще. резерв-свободен
443 Обще. резерв-свободен
444 Обще. резерв-свободен
445 Обще. Языки ОБЩЕЕ
446 Обще. Язык РУС. СЛОВАРИ, Разгов. Энцик
447 Обще. Язык ИНО. СЛОВАРИ, Разгов. Энцик
448 Обще. Союзники и ВРАГИ ОБЩЕЕ
449 Обще. Трофеи
450 Обще. ИноЯз лит-ра
451 Обще. ПЕРИОДИКА военн
452 Обще. ИСТОРИЯ военн


 2 
 : 2025 Февраля 06, 19:38:52 
Автор SuvorovAV1956 - Последний ответ от SuvorovAV1956
150 Авто. ОБЩЕЕ
151 Авто. руковод Докум
152 Авто. ГСМ
153 Авто. Вождение и ПДД
154 Авто. Военное
155 Авто. Оборуд ОБЩЕЕ
156 Авто. Оборуд ИЗДЕЛ
157 Авто. Оборуд Детали
158 Авто. Эл ОБЩЕЕ
159 Авто. Эл ИЗДЕЛИЯ
160 Авто. Эл МультиМедиа
161 Авто. АвтоДом
162 Авто. Автобусы ОБЪЕКТЫ
163 Авто. ГазоГенер ОБЩЕЕ
164 Авто. ГазоГенер ОБЪЕКТ
165 Авто. ГазоТопливная тема
166 Авто. ЛокоМобили
167 Авто. ЭлектроМобили
168 Авто. Гусеничная тема ОБЩЕЕ
169 Авто. Техн Инж ОБЩЕЕ
170 Авто. Техн Инж ОБЪЕКТЫ
171 Авто. Техн Коммун ОБЪЕКТЫ
172.1 Авто. СельХоз техника ОБЩЕЕ
172.2 Авто. СельХоз техника ОБЪЕКТЫ
173.1 Авто. Лесные ОБЩЕЕ
173.2 Авто. Лесные ОБЪЕКТЫ
174 Авто краны и ГПМ колесные ОБЩ
175 Авто краны и ГПМ колесные  Объект
176.1 Авто. ПРИЦЕПы, ОБЩЕЕ
176.2 Авто. ПРИЦЕПы, ОБЪЕКТы
177 Авто. КУНГ общее
178 Авто. КУНГ Кузов
178 Авто. КУНГ Собственно кузов
179 Авто. КУНГ ИП ген
179 Авто. КУНГ Источ Пит. Генератор встроен
180 Авто. КУНГ ИП сетевые
180 Авто. КУНГ Источники Питания. Сеть внутр
181 Авто. КУНГ ОВ и ФВУ
181 Авто. КУНГ ОВ и ФВУ = отоплен, вентил
182 Авто. Мастер ОБЪЕКТЫ
183 Авто. Мастер ОБОРУД
184 Авто. АвтоБТТ ОБОРУД
185 Авто. Танки ОБЩЕЕ
186 Авто. Танки ОБЪЕКТЫ
187 Авто. Танки ОБЪЕКТЫ Ино
188 Авто. Танки ИСТОРИЯ
189 Авто. Трактор ОБЩЕЕ
190 Авто. Трактор ОБЪЕКТЫ
191 Авто. ШАССИ ОБЪЕКТЫ
192 Авто. А
193 Авто. АТ-Л,П,С,Т
194 Авто. Б, БАЗ
194 Авто. БелАЗ
194 Авто. резерв=свободен
195 Авто. БА-БМД-БМП-БТР
195 Авто. БРДМ-2
195 Авто. БТР-60ПБ
196 Авто. резерв=свободен
197 Авто. В, ВАЗ
198 Авто. Г, ГАЗ
198 Авто. ГАЗ-66
199 Авто. ГТ-МУ,СМ,Т
200 Авто. Д
201 Авто. Е
202 Авто. Ж
203 Авто. З, ЗАЗ
203.1 Авто. ЗАЗ-968
204 Авто. ЗиЛ ЗиМ ЗиС
204 Авто. ЗиЛ-131
205 Авто. И, ИЖ
206 Авто. К
206 Авто. КамАЗ
206 Авто. КамАЗ-52212
206 Авто. КрАЗ
207 Авто. резерв=свободен
208 Авто. резерв=свободен
209 Авто. Л
209.1 Авто ЛуАЗ-967
210 Авто. М
211 Авто. МАЗ
212 Авто. МТ-Лх
213 Авто. МОСКВИЧ
214 Авто. Н
215 Авто. О
216 Авто. П
217 Авто. Р
218 Авто. С
219 Авто. T, ТагАЗ
220 Авто. У
221 Авто. УАЗ
222 Авто. УРАЛ
223 Авто. Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю
224 Авто. Я, ЯАЗ
225 Авто. Союзники и враги ОБЩЕЕ
226 Авто. Союзники и враги ОБЪЕКТЫ
227 Авто.  ИНО марки
228 Авто. резерв=свободен
229 Авто. резерв=свободен
230 Авто. ИноЯз литература
231 Авто. МОДЕЛирование
232 Авто. ПЕРИОДИКА
233 Авто. ИСТОРИЯ, МЕМУАРЫ
234 Авто. резерв=свободен


 3 
 : 2025 Февраля 06, 17:31:04 
Автор SuvorovAV1956 - Последний ответ от SuvorovAV1956
100 Авиа. ОБЩЕЕ
101 Авиа. ДОКУМЕНТЫ
102 АвиаСим
103. АэроДинамика
104.1 Авиа. Констр и технол
104.3 Авиа. Констр и технол. Шасси
104.8 Авиа. Ремонт
104.9 Авиа. ИСПЫТАНИЯ
105.1 Авиа. БПЛА общее
105.2 Авиа. БПЛА изделия
106 Авиа. ГидроАвиа
106.1 Авиа. Экраноплан ОБЩЕЕ
106.2 Авиа. Экраноплан ИЗДЕЛИЯ
107 Авиа. Вертол ОБЩЕЕ
108 Авиа. ГСМ
109 Авиа. Двиг ОБЩЕЕ
110 Авиа. Двиг ИЗДЕЛИЯ
110.1 Авиа. Двиг. ДЕТАЛИ
111.1 Авиа. ВИНТЫ ОБЩЕЕ
111.2 Авиа. ВИНТЫ ИЗДЕЛИЯ
112.1 Авиа. Борт оборуд ОБЩЕЕ
113.1 Авиа. Борт оборуд. ИЗДЕЛИЯ
113.2 Авиа. Борт оборуд. ИЗДЕЛИЯ ИНО
114.1 Авиа. Назем. АэроДромы_Порты
114.2 Авиа. Назем. Техника. ОБЩЕЕ
114.3 Авиа. Назем. Техника. ИЗДЕЛИЯ
114.4 Авиа. Назем. РТС ОБЩЕЕ
114.5 Авиа. Назем. РТС ИЗДЕЛИЯ
115.1 Авиа. Военн. ОБЩЕЕ
115.2 Авиа. Военн. Учебники мл авиац спец
115.3 Авиа. Вооружение. ОБЩЕЕ
115.4 Авиа. Вооружение. ИЗДЕЛИЯ
115.5 Авиа. БоеПрипасы. ОБЩЕЕ
115.6 Авиа. Бомбы. ОСОБО
115.7 Авиа. Взрыватели. ОСОБО
115.8 Авиа. Ракеты, НУРС
116.1 Авиа. Летная подготовка
116.2 Авиа. СамолВожд и Навиг
117.0 Авиа. Карты Аэронавигац
118.0 Авиа. МЕТЕО
119.1 Авиа. АэроФОТО ОБЩЕЕ
119.2 Авиа. АэроФотоОборуд ИЗДЕЛИЯ
120.0 Авиа. Легче воздуха. ОБЩЕЕ
120.1 Авиа. резерв=свободен
120.2 Авиа. Легче воздухa. ШАРЫ общее
120.2 Авиа. Легче воздуха. ШАРЫ изделия
120.3 Авиа. Легче воздуха. ДИРИЖАБЛИ общ
120.4 Авиа. Легче воздуха. ДИРИЖАБЛИ издел
121 Авиа. резерв=свободен
122.1 Авиа. Планер. ОБЩЕЕ
122.2 Авиа. Планер ЛА изделия
122.3 Авиа. Автожир. ОБЩЕЕ
122.4 Авиа. Автожир. ИЗДЕЛИЯ
123.1 Авиа. ПараПлан. ОБЩЕЕ
123.2 Авиа. ПараПлан. ИЗДЕЛИЯ
124.1 Авиа. ДельтаПлан. ОБЩЕЕ
124.2 Авиа. ДельтаПлан. ИЗДЕЛИЯ
125.1 Авиа. ЛА самоДел. ОБЩЕЕ
125.2 Авиа. ЛА самоДел. ИЗДЕЛИЯ
126 Авиа. резерв=свободен
127 Авиа. ЛА А
127 Авиа. ЛА Ан
127 Авиа. ЛА Ан-2
128 Авиа. ЛА Б,В
129 Авиа. ЛА Г,Д,Е,Ж,З
130 Авиа. ЛА И
130 Авиа. ЛА Ил
131 Авиа. ЛА К
132 Авиа. ЛА Л
133 Авиа. ЛА М
133 Авиа. ЛА Ми
133 Авиа. ЛА МиГ
134 Авиа. ЛА Н,О
135 Авиа. ЛА П
136 Авиа. ЛА Р
137 Авиа. ЛА С
137 Авиа. ЛА Су
138 Авиа. ЛА Т
138 Авиа. ЛА Ту
139 Авиа. ЛА У
140 Авиа. ЛА Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю
141 Авиа. ЛA Я
141 Авиа. ЛА Я, Як
142 Авиа. Ино. ОБЩЕЕ
143 Авиа. Ино. ЛА
144 Авиа. ИноЯз Литетатура
145 Авиа. МОДЕЛирование
146 Авиа. ПЕРИОДИКА
147 Авиа. НЕПРИЯТНОСТИ
148 Авиа. ИСТОРИЯ, МЕМУАРЫ
149 Авиа. резерв=свободен


 4 
 : 2025 Февраля 06, 16:11:14 
Автор SuvorovAV1956 - Последний ответ от SuvorovAV1956
ВСЁ, что есть в архивах RussianArms.SU на 2025-03-06 по теме:
115.2 Авиа. Военная. Учебники младших авиационных специалистов
(все варианты, включая разные клоны разных мудo)

Учебник механика ВВС по авиационным приборам. Заказ 833 {нет обложки и стр 1} (djvu)10.3=N+мудо
Учебник механика ВВС по авиационным приборам. Заказ 833 {нет обложки и стр 1} (djvu)2.87=N
Учебник механика ВВС. Авиационные бомбовые выстрелы и подготовка их к применению. 1975. Заказ 3641 [34] (djvu)6.07=AndyK работа+мудо
Учебник механика ВВС. Авиационные бомбовые выстрелы и подготовка их к применению. 1975. Заказ 3641 [34] (djvu)6.07=AndyK+мудо
Учебник механика ВВС. Авиационные бомбовые выстрелы и подготовка их к применению. 1975. Заказ 3641 [34] (pdf)233=AndyK+мудо
Учебник механика ВВС. Артиллерийское и бомбардировочное вооружение. 1968. Заказ 320 {нет стр 100,101} (djvu)9.50=W-600 работа
Учебник механика ВВС. Артиллерийское и бомбардировочное вооружение. 1968. Заказ 320 {нет стр 100,101} (pdf)14.6=W-600 работа
Учебник механика ВВС. Буквопечатающие телеграфные аппараты. 1967. Зак 267 (pdf)9.15=shwonder ссылка
Учебник механика ВВС. Метеорологические приборы и методы наблюдения за погодой. 1966. Заказ 1133 (pdf)265=СКБ ссылка
Учебник механика ВВС. Радиооборудование самолетов. 1973. Издание 2. Зак 846 (pdf)13.4=N
Учебник механика ВВС. Радиотехнические средства обеспечения полетов. 1968. Зак 1598 (djvu)4.60=W-600 работа
Учебник механика ВВС. Радиотехнические средства обеспечения полетов. 1968. Зак 1598 (pdf)212=СКБ ссылка
Учебник механика ВВС. Радиотехнические средства обеспечения полетов. 1968. Зак 1598 (pdf)29.8=shwonder ссылка
Учебник механика ВВС. Ракетное вооружение. 1967. Заказ 829 (pdf)8.12=shwonder ссылка
Учебник механика ВВС. Фототелеграфная аппаратура. 1966. Заказ 716 (pdf)16.3=shwonder ссылка
Учебник механика ВВС. Эксплуатация и войсковой ремонт авиационной техники. 1972. Заказ 81 (pdf)250=AleksirinH работа
Учебник механика ВВС. Электросиловые устройства средств связи и радиотехн обеспеч полетов. 1968. Зак 291 {нет стр 25-28} (djvu)3.60=W-600 работа
Учебник механика ВВС. Электросиловые устройства средств связи и радиотехн обеспеч полетов. 1968. Зак 291 {нет стр 25-28} (pdf)270=W-600 работа+мудо
Учебник механика ВВС. Электросиловые устройства средств связи и радиотехн обеспеч полетов. 1968. Зак 291 {нет стр 25-28} (pdf)8.13=shwonder ссылка
Учебник механика средств заправки самолетов топливом и маслом. 1963. Заказ 275 [2865] (djvu)42.1=AleksirinH работа
Учебник механика средств заправки самолетов топливом и маслом. 1963. Заказ 275 [2865] (pdf)220=AleksirinH работа+мудо
Учебник механика средств заправки самолетов топливом и маслом. 1963. Заказ 275 [2865] (pdf)490=AleksirinH работа+мудо
Учебник сержанта ВВС. Для заведующего складом горючего.1966(pdf)20.4=N
Учебник сержанта ВВС. Для заведующего хранилищем (складом) авиационного имущества. 1971. Зак 372 (djvu)8.90=shwonder ссылка
Учебник сержанта ВВС. Для механика средств эксплуатации аэродромов. 1968. Заказ 228 (pdf)18.1=shwonder ссылка
Учебник сержанта ВВС. Книга 2. Для авиационного механика. 1953. Заказ 445 [30247] (pdf)266=AleksirinH работа=N
Учебник сержанта ВВС. Общевойсковая подготовка. 1968. Заказ 83 (djvu)19.2=N+мудо1
Учебник сержанта ВВС. Общевойсковая подготовка. 1968. Заказ 83 (djvu)2.78=N
Учебник сержанта ВВС. Общевойсковая подготовка. 1968. Заказ 83 (djvu)2.79=N+мудо2
Учебник сержанта ВВС. Средства спасения экипажей самолетов. 1971. Заказ 279 (4pdf)21.1=N+SuvorovAV1956


 5 
 : 2025 Февраля 06, 16:02:23 
Автор SuvorovAV1956 - Последний ответ от SuvorovAV1956
ВСЁ, что есть в архивах RussianArms.SU на 2025-03-06 по теме:
460. Разведка Военная и Войсковая
(все варианты, включая разные клоны разных мудo)

В помощь разведчику. Боевая библиотека краснофлотца. Прянишников. 1941. Заказ 954 (djvu)0.657=N
В помощь разведчику. Боевая библиотека краснофлотца. Прянишников. 1941. Заказ 954 (djvu)0.659=N+мудо
В помощь разведчику. Боевая библиотека краснофлотца. Прянишников. 1941. Заказ 954 (pdf)10.4=N
Влияние зимних условий на организацию и технику разведки зимой {самиздат} (pdf)0.145=N
Военная агентурная разведка. Соколов. История вне идеологии и политики. {самиздат} (pdf)2.46=N
Войсковая разведка. Учебное пособие. Військова розвiдка. Навчальний посібник. 2016. Заказ 216-7906 {укр} (djvu)4.78=N
Войсковая разведка. Швин. 1941. Заказ 801 (djvu)2.81=N
Войсковая разведка. Швин. 1941. Заказ 801 (djvu)2.82=N+мудо
Десантная и походная подготовка разведчика. Хрестоматия. 2003. Заказ 1933 (djvu)6.68=N
Допрос военнопленных. Сурин. 2003 {самиздат} (1pdf)0.250=N
Допрос военнопленных. Сурин. 2003 {самиздат} (fb2)0.195=N
Допрос военнопленных. Сурин. 2003 {самиздат} (pdf)0.490=N
Задачник по войсковой разведке. Учебное пособие. Зубок. 1993. Заказ 122 (djvu)4.31=N
Изучение следов боевой техники и человека. {фрагмент из N книги} (pdf)0.271=N
Инструкция об оперативной работе II Управления Генерального Штаба Войска Польского. 1976 (doc)0.422=N
Информационная работа стратегической разведки. Основные принципы. Плэтт. 1958. Заказ 972 (djvu)2.05=N
Использование лёгкого стрелкового оружия при выполнении разведывательно-диверсионных задач. Орехов. {статья из ж СПЕЦНАЗ 97-6}1997(pdf)1.39=N
Как ориентироваться. Несколько советов разведчику и наблюдателю. Прянишников. 1943. Заказ 370 (djvu)1.07=N
Как ориентироваться. Несколько советов разведчику и наблюдателю. Прянишников. 1943. Заказ 370 (djvu)1.07=N+мудо
Курс подготовки разведчика. Булочко {с утратами} (pdf)10.3=N+мудо
Методы боевого выслеживания. Как выследить вашего противника. Эрли. 1979 {статья из журнала} (pdf)0.450=N
Наблюдение и видимость. Шаронов. 1943. Заказ 1227 (pdf)8.06=N
Обеспечение боеспособности и жизнедеятельности разведовательных групп. Учебное пособие. 1990. Заказ 29 (djvu)12.6=N+мудо
Обеспечение боеспособности и жизнедеятельности разведывательных групп. Учебное пособие. 1990. Заказ 29 (djvu)12.6=N
Обеспечение боеспособности и жизнедеятельности разведывательных групп. Учебное пособие. 1990. Заказ 29 (djvu)15.4=N+мудо
Обучение эскадронных и сотенных разведчиков. Часть теоретическая. 1905. Издание 7 (djvu)5.97=N
Обучение эскадронных и сотенных разведчиков. Часть теоретическая. 1905. Издание 7 (djvu)5.97=N+мудо
Одиночная подготовка разведчика. Учебно-методическое пособие. Кукушкин и. 1985. Заказ 48 (djvu)8.68=N
Одиночная подготовка разведчика. Учебно-методическое пособие. Кукушкин и. 1985. Заказ 48 (pdf)8.68=N+мудо
Одиночная подготовка разведчика. Учебно-методическое пособие. Поповских. Часть 1. 1988. Заказ 120 (djvu)4.31=GoBlin+N
Одиночная подготовка разведчика. Учебно-методическое пособие. Поповских. Часть 1. 1988. Заказ 120 (djvu)4.32=GoBlin+N+мудо
Одиночная подготовка разведчика. Учебно-методическое пособие. Поповских. Часть 1. 1988. Заказ 120 (djvu)4.62=GoBlin работа
Операции подразделений глубинной разведки. FM 7-93. 1995-2008 (pdf)13.0=N
Организация и проведение поиска. Зайцев. 1943. Заказ 1833 (pdf)24.7=N
Основныя правила и программа занятий с разведчиками в пехоте. Абрамов. 1910 (pdf)2.32=N
Особая подготовка подразделений спецназа. Учебное пособие. Гатальский и. 1998. Заказ 3187 (djvu)40.1=N
Памятка разведчика. Голодолинский. 1895 (pdf)6.45=N
Памятка разведчику по маскировке. Бобров. 1942 (djvu)0.236=N
Памятка разведчику по маскировке. Бобров. 1942 (pdf)2.21=N
Памятка солдата-разведчика. Чернов. 1948. Заказ 654 (djvu)0.599=N
Памятка солдата-разведчика. Чернов. 1948. Заказ 654 (djvu)1.00=N+мудо
Передвижение и маскировка разведчика. Горбунов. 1947 {+рукодел} (doc)3.92=N
Передвижение и маскировка разведчика. Горбунов. 1947 {+рукодел} (pdf)2.11=N
Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. Поповских и. 1991. Заказ 134 (djvu)5.31=N
Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. Поповских и. 1991. Заказ 134 (djvu)5.32=N
Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. Поповских и. 1991. Заказ 134 (djvu)5.98=N
Подготовка офицеров запаса войсковой разведки на военных кафедрах. Кирьянов. Учебно-методическое пособие. 2017. Заказ 2593 (pdf)36.2=ТГУ
Подготовка разведчика. Система спецназа ГРУ. Заруцкий и. 1988 (doc)1.49=N+рукожоп
Подготовка разведчика. Система спецназа ГРУ. Заруцкий и. 1988 (pdf)1.05=N+рукодел
Подготовка разведчика. Система спецназа ГРУ. Заруцкий и. 1988 (txt)0.620=N+рукодел
Пособие по войсковой разведке. Способы ведения разведки и тактика действий подразделений в разведке. 1956 Зак 958 (djvu)1.71=N
Пособие по войсковой разведке. Способы ведения разведки и тактика действий подразделений в разведке. 1967 Зак 840 (4pdf)37.3=SuvorovAV1956 работа
Пособие по войсковой разведке. Способы ведения разведки и тактика действий подразделений в разведке. 1967 Зак 840 (djvu)2.75=N
Пособие по войсковой разведке. Способы ведения разведки и тактика действий подразделений в разведке. 1967 Зак 840 (djvu)2.75=N+мудо
Пособие при обучении разведчиков. Глазов. 1891. Издание 2 (pdf)31.5=N
Программа подготовки разведгрупп ОСНАЗ и ГРУ. {самиздат} 1984 (pdf)0.98=N
Психология допроса военнопленных. Сыропятов. 2013 (fb2)1.54=N+рукодел
Психология допроса военнопленных. Сыропятов. 2013 (pdf)1.47=N+рукодел
Психофизиология маскировки и разведки. Кекчеев. 1942. Зак 1192 (djvu)2.87=N+мудо
Психофизиология маскировки и разведки. Кекчеев. 1942. Зак 1192 (djvu)5.97=N
Разведка в боевых примерах. ВОВ 1941-1945 и послевоенный период. Симонян и. 1972. Заказ 686 (djvu)3.21=N
Разведка в боевых примерах. ВОВ 1941-1945 и послевоенный период. Симонян и. 1972. Заказ 686 (djvu)3.21=N+мудо
Разведка в боевых примерах. ВОВ 1941-1945 и послевоенный период. Симонян и. 1972. Заказ 686 (pdf)2.12=N+рукодел
Разведка в бою. Симонян и. 1980. Заказ 134 (djvu)2.77=N
Разведка в бою. Симонян и. 1980. Заказ 134 (pdf)4.30=N
Разведка в горной местности. Синяев. 1963 (doc)1.57=N+рукодел
Разведка в горной местности. Синяев. 1963 (pdf)2.89=N+рукодел
Разведка в крупном населённом пункте. Гурьев. 1943. Заказ 990 (pdf)3.36=N
Разведка в лесисто-болотистой местности. Бублик. 1944. Заказ 704 (djvu)2.65=N
Разведка в лесисто-болотистой местности. Бублик. 1944. Заказ 704 (pdf)17.1=N
Разведка в маневренной обороне. Ефаров. 1944. Заказ 988 (pdf)11.1=N
Разведка в обороне. Бублик. 1944. Заказ 3161 (pdf)8.95=N
Разведка в особых условиях. Симонян и. 1975. Заказ 904 (djvu)1.62=N
Разведка в особых условиях. Симонян и. 1975. Заказ 904 (djvu)1.62=N+мудо
Разведка в особых условиях. Симонян и. 1975. Заказ 904 (pdf)0.97=N+рукодел
Разведка в тылу противника. Виноградов и. 1959. Заказ 1075 [3725] (djvu)3.06=N=00\
Разведка в тылу противника. Виноградов и. 1959. Заказ 1075 [3725] (djvu)3.07=N+мудо
Разведка во время Русско-Японской войны. Азиатикус. 1907 (pdf)2.60=N
Разведка и безопасность тактических подразделений армии Югославии. Obavestajno i bezbednosno.. Jugoslavije. P-1324. 1994 (djvu)4.30=N
Разведка ночью. Дмитриев и. 1950 (pdf)1.43=N+рукодел
Разведка при преследовании противника. Алексеев-Марченко и. 1943. Заказ 2469 (pdf)8.94=N
Разведка стрелковых подразделений. Оглоблин и. 1936. Издание 2. Заказ 723 (djvu)3.18=N
Разведка стрелковых подразделений. Оглоблин и. 1936. Издание 2. Заказ 723 (djvu)7.67=N
Разведка стрелковых подразделений. Оглоблин и. 1936. Издание 2. Заказ 723 (djvu)7.67=N+мудо
Разведка учится выживать. Короленко (pdf)0.157=N+рукодел
Разведка. 1940. Заказ 2936 (pdf)0.882=N
Разведчики. 1941 (djvu)0.978=N
Разведывательная подготовка подразделений Воздушно-десантных войск. Учебник. 1995. Заказ 8022 (1djvu)3.96=Ptica ссылка
Разведывательная подготовка подразделений Воздушно-десантных войск. Учебник. 1995. Заказ 8022 (djvu)2.01=N
Разведывательная подготовка подразделений Воздушно-десантных войск. Учебник. 1995. Заказ 8022 (djvu)2.74=N
Разведывательная служба в полку. 1917 (pdf+)2.51=N
Разведывательная служба штабов. Цейтлин. 1921 (djvu)7.31=N
Рейд разведывательных подразделений. 2006 (pdf)0.344=N+рукодел
Следопытство и контрследопытство для Сил специальных операций. TC 31-34-4. 2009 (pdf)4.09=Бокарёв работа
Специальные мероприятия разведывательных и поисковых подразделений ОВД России. Учебно-методическое пособие. Гричанов и. 2017 (pdf)0.559=БЮИ
Спутник разведчика. Практическое пособие. Тарас. 2018. Заказ 1572 (djvu)17.7=N
Спутник разведчика. Учебно-методическое пособие. {нет главы 1} (pdf)11.3=N+рукодел
Спутник разведчика. Учебно-методическое пособие. {нет главы 1} (pdf)5.89=N+рукодел
Спутник разведчика. Учебно-методическое пособие. {нет главы 1} (pdf)9.10=N+рукодел
Спутник разведчика. Учебно-методическое пособие. 2000 (djvu)2.68=N
Спутник разведчика. Учебно-методическое пособие. 2000 (pdf)4.77=N
Тайная военная разведка и борьба со шпионством во Франции. 1912 (pdf)0.98=N
Тактика действий разведывательных и поисковых подразделений органов внутренних дел. Учебно-методич пособие. Гричанов. 2015. (pdf)0.772=БЮИ
Тактико-специальная подготовка войскового разведчика ВВ МВД России. Учебное пособие (pdf)11.5=N
Тактико-специальная подготовка войскового разведчика внутренних войск. Учебн-практ пособие. Баранов и. 2006. Зак 421 (djvu)3.66=N
Тактико-специальная подготовка войскового разведчика внутренних войск. Учебн-практ пособие. Баранов и. 2006. Зак 421 (djvu)3.67=N+мудо
Тактическая подготовка разведчика. Гитров. 2008. Заказ 703 (djvu)5.01=N
Тактическая разведка. Симонян и. {самиздат} (pdf)1.74=N
Техника скрытного, бесшумного передвижения и маскировка разведчиков при выполнении ими служебно-боевых задач. 1994 (pdf)0.202=N
Технические приёмы передвижения разведчиков в горах. Рототаев. 1948. Заказ 96 (pdf)57.7=N
Тропа разведчика. 1964. {самиздат} (pdf)1.84=N
Тропа разведчика. 1964. {самиздат} (pdf)4.21=N
Учебник сержанта войсковой разведки. 1989. Заказ 4380 (djvu)5.11=PVL работа
Учебник сержанта войсковой разведки. 1989. Заказ 4380 {хренОвый} (doc)5.01=PVL работа+рукожоп


 6 
 : 2025 Февраля 06, 10:39:19 
Автор Бортстрелок - Последний ответ от Бортстрелок
2012 – 2021 © К.Б.Стрельбицкий


 

ГИБЕЛЬ ШВЕДСКОГО «ГРИФА»


(Историческое расследование)



 

…Наверное, многие читали в своё время произведения талантливой детской писательницы Зои Ивановны Воскресенской, среди которых была и книга «Девочка в бурном море», повествующая о событиях Второй Мировой войны в Европе глазами советского ребёнка. Вспомним следующий эпизод из главы этой книги под названием «Голубой шарф»:

« ... Шведский пассажирский самолёт «Гриппен» приближался к берегам Швеции. Мерно рокотали моторы. Бортмеханик включил свет, раздвинул шторы. Пассажиры жадно прильнули к окнам. По соседству с самолётом мчалась полная луна, разрывая легкие облака, внизу поблескивали огоньки рыбацких домиков – в шхерах уже началось трудовое утро, вдали замелькали пунктиры огоньков вдоль шоссе. Пассажир-пастор осенил себя крестом. Опасная зона позади. Внизу шведская земля. Пассажиры расправляли плечи, спины, уставшие от многочасового напряженного сидения в темноте. Больше всего обрадовались свету и незашторенным окнам дети. «С благополучным прибытием в Швецию!» - поздравил стюард пассажиров и предложил горячий кофе в бумажных стаканчиках. Но ребятам не хотелось никакого кофе, они прильнули к стеклу – поскорее бы увидеть своих отцов. Витька следил за луной – самолёт никак не мог обогнать ее. Женщины приводили себя в порядок. У Катюшиной мамы разметались за ночь тяжелые косы; она украдкой спустила их между колен, расплела, и из-под гребня на пол пролились золотистые вперемежку с серебряными пряди - блокада оставила свой след.

Внизу под самолетом все больше светящихся пунктиров... Вдруг по луне чиркнула какая-то тень... В самолете внезапно погас свет. Вразлад заработали моторы, самолет задрожал как в лихорадке. Луна, словно испугавшись, стремительно понеслась вверх. Навстречу летит земля...

Яркое пламя лизнуло стёкла окон, осветило широко раскрытые глаза Катюши.

Взрыв потряс шхеры.

Взрыв в шхерах потряс сердца шведов.

Фашистский истребитель сбил над шведской землей пассажирский самолет невоюющей Швеции.

Когда над шхерами взошло бледное зимнее солнце, родственники пассажиров «Гриппена», прибывшие в шхеры, тщетно пытались опознать среди обгоревших трупов своих родных...

Над зданием полпредства приспущен советский флаг. В голубом зале на постаменте, увитом траурными лентами, стоят шесть урн. В почетном карауле Николай Петрович, его помощник, Александра Михайловна и Антошка. По улицам Валхалавеген и Карлавеген движется скорбная процессия и с обоих концов вливается на Виллагатан. Метёт позёмка, люди несут бережно закутанные цветы. Холм живых цветов вырастает вокруг урн, вздымаются в клятве сжатые кулаки, молча, с низким поклоном пожимают рабочие, моряки, простые люди Швеции руки двух осиротевших отцов.

Над зданием Советского полпредства в белой пороше трепещет алое полотнище.

В голубом зале шесть урн.

Над урнами вздымаются в клятве крепко сжатые кулаки.

Это – война».

Автор этих строк стала известна многим не только как талантливая детская писательница, но – впоследствии – и как советская военная разведчица. На склоне своего жизненного пути полковник Зоя Ивановна Рыбкина (Воскресенская) написала мемуары, под названием «Теперь я могу сказать правду» увидевшие свет в 1992 году, уже после её смерти. Там об этом эпизоде своего пребывания в Швеции она написала следующее:

«Наш военно-морской атташе Алексей Иванович Тарабрин поделился со мной новостью:

- Завтра прибывает английский самолет, на нем летят моя жена и двое моих малолеток и жена моего помощника тоже с двумя детьми. Все они пережили ленинградскую блокаду. Наконец-то мы обретем свои семьи. Всё самое страшное позади.

Разве мог этот человек даже подумать, что непомерно тяжкая беда еще впереди.

Английский самолёт, на котором летели семьи наших посольских товарищей, был расстрелян врагом в упор над нейтральной шведской землей. Взорвался… загорелся… рухнул… Все погибли. Чудом спасся шведский пастор. Взрывом его выбросило в кустарник, и он уцелел, хотя и сильно пострадал.

В ожидании семей Тарабрин и его помощник покупали игрушки, лакомства для своих ребят. Что говорить, эти семьи ждала вся наша колония. Любовью и подарками готовились встретить их, перенесших и ленинградскую блокаду, и переход с конвоем из Мурманска в Глазго, и перелёт через коварное Северное море…

Ночью меня разбудил резкий стук в дверь. Я не удивилась. Тарабрин еще днем предупредил, что по приезде с аэродрома он придет за мной: «Как не выпить шампанского в честь приезда?»

Услышав стук в дверь, я откликнулась:

- Поздравляю, поздравляю, Алексей Иванович! Разреши мне приветствовать твою семью утром, сейчас я не в форме.

- Открой дверь! – не сказал, а выкрикнул Тарабрин. Выкрикнул так, что мне стало не по себе.

Я накинула халат, включила свет. Алексея Ивановича трудно было узнать. Мертвенно-бледный, ни кровинки в лице. Каким-то потусторонним голосом он сказал:

- А мои-то сгорели. Все сгорели, все шестеро, четверо деток.

Он рыдал, закрыв лицо ладонями.

Я усадила его, обхватила за плечи, сама не в силах сдержать рыданий.

- Сейчас поедем опознавать трупы. – Он тяжело поднялся с кресла.

В обгоревших останках Тарабрин и его помощник едва узнали своих. На одной руке спеклись золотые часы и браслет, которые Алексей Иванович подарил жене к ее тридцатилетию…

К вечеру в посольстве было установлено шесть урн. Две большие и четыре маленькие. Большие урны были окутаны газовыми шарфами, приготовленными для жен. На маленьких – октябрятские звездочки. В почетном карауле бессменно стояли отцы погибших. Оба познали войну. Один был на Халхин-Голе, другой – в республиканской Испании. Они никогда не применяли оружие против детей, они отважно защищали детство. Сейчас с мокрыми платками у лица они не могли сдержать слёз. Обоих обуревало чувство мести, они рвались в действующую армию.

А по улице Виллагатан растянулась бесконечная цепочка жителей шведской столицы. Люди пришли в советское посольство со словами соболезнования, возмущения актом вандализма, совершенного гитлеровцами.

Взрыв самолета потряс шхеры…

Взрыв в шхерах потряс сердца шведов…».

Как мог заметить внимательный читатель, в процитированных нами выше текстах художественного произведения и мемуаров одного и того же автора имеются некие разночтения, но оба этих отрывка повествуют, без сомнения, об одном и том же трагическом эпизоде, разбору которого и будет посвящён наш материал…

…Шведское слово «Грипен» (Gripen) переводится на русский язык как «Гриф». Ныне такое название носит шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения «Saab JAS 39 Gripen», состоящий на вооружении военно-воздушных сил ещё нескольких стран мира. Однако в истории шведской авиации у него уже был один предшественник с именно таким именем.

Им был представитель семейства самого распространённого в мире в предвоенные и военные годы транспортного самолёта – американского «Douglas» DC-3. Данную машину, собранную в 1938 году под заводским номером «2132» по модификации «DC-3-268», заказала шведская авиакомпания «Актиеболагет Аэротранспорт» (Aktiebolaget Aerotransport), или сокращённо «ABA». В самолётном парке этой компании данный самолёт получил регистрационное обозначение «SE-BAG» и «имя собственное» «Грипен», начертанное на фюзеляже.

Самолёты компании «АВА» активно использовались на международных авиалиниях (в частности, с 1937 года – между Стокгольмом и Москвой), но начавшаяся война в Европе сильно сократила международный трафик нейтральной Швеции. Тогда лучшие машины компании (и в их числе – «Грипен») были поставлены на международную курьерскую авиалинию, связывающую остающейся нейтральной Швецию с воюющей Великобританией, движение шведских самолётов по которой было открыто – с разрешения Германии! – 27 марта 1942 года. Все эксплуатирующиеся здесь шведские машины получили специальную «окраску нейтралитета» - целиком белый фюзеляж с многочисленными надписями чёрного цвета на нём, крупнейшей из которых было десятиметровое указание на национальную принадлежности самолёта – SWEDEN, выведенное двухметровыми заглавными буквами. Но однажды не помогло и это: 28 августа 1943 года в полёте над Северным морем бесследно пропал со всеми находящимися на борту другой «дуглас» компании «АВА» - по имени «Гладдан» (шв. Коршун), и только в 1951 году удалось установить, что его сбил немецкий истребитель. После этого происшествия белый цвет фюзеляжей летавших в Великобританию из Швеции и обратно машин «АВА» срочно был заменён на ещё более бросающийся в глаза – на оранжевый.

Именно в такую «ливрею» и был «одет» в своём последнем полёте «Грипен». Экипаж машины состоял из 4 человек: командир воздушного судна (1-й пилот) Хенрик Сколлин (Henrik Schollin), 2-й пилот Пер-Ове Дарин (Per Ove Darin), бортмеханик Стиг-Луи Групп (Stig Louis Grupp) и бортрадист Биргер-Олоф-Сигвард Хольмбек (Birger Olof Sigvard Holmbäck). Кроме них, на борту было 11 пассажиров – англичанин, американец, 3 шведов и 6 граждан СССР. Из числа иностранных для нас пассажиров «Грипена» известны имена лондонского агента известнейшей британской корпорации страховщиков «Ллойд» Альберта-Дугласа-Реншоу Гулдера (Albert Douglas Renshow Goulder) и американского пастора доктора Т.-С.Хьюма (T.C.Hume) из города Клермонт в Калифорнии, а так же некого «шведского моряка» по фамилии Ольсен. Имена ещё двух подданных короля Швеции, находившихся на борту «Грипена» в его последнем полёте, нам установить пока не удалось.

Наибольший же интерес для нас представляют наши соотечественники – советские граждане. Все источники сходятся в том, что это были семьи двух советских военных дипломатов – военно-морского атташе и его помощника. Первую должность в Швеции в 1942 – 1945 годах занимал капитан 2-го (затем – 1-го) ранга Алексей Тимофеевич Тарадин. На борту «Грипена» находились его жена – Мария Дмитриевна Тарадина (в девичестве – Дмитриева) 1904 года рождения – и двое сыновей – 12-летний Алексей и 6-летний Владимир. Вместе с ними летели члены семьи секретаря Тарадина – капитан-лейтенанта Алексея Андреевича Умнышкова – его жена Зинаида Яковлевна Умнышкова (урождённая Никитина) 1914 года рождения, 4-х летний сын Евгений и 3-х летняя дочь Ольга.

…Вечером в пятницу, 22 октября 1943 года «Грипен» вылетел из шотландского Прествика (Prestwick) и взял курс на стокгольмский международный аэропорт Бромма (Bromma) по кратчайшему маршруту – над Северным морем. Весь полёт должен был занять около 4 часов лётного времени. В начале третьего часа полёта с борта «Грипена» была принята последняя, экстренная радиограмма: «Иду на вынужденную! Нас подбили!». Однако посадка на воду не удалась – объятый пламенем и потерявший управление самолёт врезался в скалы шведского острова Холлё (Hållö), что находится в проливе Скагеррак, в полусотне миль севернее Гётеборга.

Из 15 человек, находившихся на борту «Грипена», чудом удалось спастись лишь двум – бортмеханику Группу и пассажиру Ольсену. Когда от удара о прибрежные скалы корпус самолёта развалился, им удалось выбраться наружу из кормовой части и спастись на надувной резиновой лодке из штатного спасательного комплекта самолёта. Все остальные 13 человек, находившихся на борту «Грипена», включая шестерых граждан СССР, погибли…

Из трёх погибших членов экипажа «Грипена» двое – пилоты Сколлин и Дарин – были похоронены на стокгольмском кладбище «Галэркюркгорден» (Galärkyrkogården Begravningsplats), а радист Хольмбек – на «Скогскюркгорден» (Skogskyrkogården Begravningsplats). Четвёртый, спасшийся член экипажа рассказал впоследствии журналистам, что примерно в 22.35 «Грипен» был обнаружен и атакован военным самолётом неизвестной национальной принадлежности, который в течение десяти последующих минут вёл по их машине огонь из пушек и пулемётов. «Один из моторов был поражён, а плоскости были охвачены огнём, - продолжал Групп. – Пилот приказал приготовиться к посадке на воду. Мы открыли дверь и надули резиновую шлюпку, но тут вышел из строя второй мотор, лишив нас возможности посадить самолёт. Он врезался в скалы и разломился пополам. Он продолжало гореть как факел».

Это военное преступление – атака гражданского самолёта нейтрального государства с невооружёнными людьми-«нонкомбатанами» на борту над его территориальными водами – было совершено экипажем немецкого ночного истребителя «Юнкерс» Ju 88G под командованием обер-лейтенанта Вернера Шпайделя (Werner Speidel). Его машина входила в состав 10-й эскадрилии 4-й группы 3-й эскадры ночных истребителей Люфтваффе (10/NJG 3.; Gruppe IV Nachtjagdgeschwader 3). Стартовавший с авиабазы «Ольборг-Вест» (Aalborg-West) на территории оккупированной немцами Дании, «юнкерс» Шпайделя атаковал идущий на высоте 600 метров над Скагерраком одиночный «дуглас» своим бортовым оружием в квадрате с условным обозначением «СС-7.3». Эта атака на «Грипен» была зафиксирована немецким пилотом в отснятом с помощью «фотопулемёта» фильме под номером «С.2031/II». В 23.01 (по другим данным – в 23.03) горящий «Грипен» врезался в скалы острова Холлё…

…В отличие от упоминавшегося выше случая со сбитым двумя месяцами ранее «Гладданом», германская сторона практически сразу же признала ошибочность атаки нейтрального самолёта, и военный атташе Германии в Швеции принёс Стокгольму официальные извинения по поводу случившегося. Однако, после потери уже второго своего курьерского самолёта шведская авиакомпания «Актиеболагет Аэротранспорт» объявила о полном прекращении полётов из Швеции в Великобританию и обратно (они будут возобновлены лишь в следующем, 1944 году). К сожалению, перевод освободившихся самолётов «АВА» на другие международные авиалинии не спас компанию от новых военных потерь, но это – тема уже совсем иного исторического оасследования…

…Журналист всегда остаётся журналистом, и даже в военное время репортёры попытались высосать из трагедии с «Грипеном» некую всемирную сенсацию. По мнению ряда из них, немцы специально охотились за этим самолётом, так как по их данным на его борту в этом полёте находился министр иностранных дел британского правительства Энтони Иден (Anthony Еden), который через Швецию должен был попасть в Советский Союз (?). По данным западных журналистов, информация об этом была куплена Гестапо (!?) за огромную сумму – 1 миллион британских фунтов стерлингов. Современные знания подлинной истории Второй Мировой войны позволяют нам никак не комментировать эту журналистскую сенсацию «образца 1943 года»…

…Трагедия семей Тарадиных и Умнышковых становиться ещё ярче, если вспомнить, какой путь проделали жены и дети этих сотрудников советского военно-морского атташата в Швеции, чтобы встретиться со своими мужьями и отцами. Они были вывезены из осаждённого Ленинграда, совершили путешествие через всю страну по Транссибирской железнодорожной магистрали до Владивостока, откуда на пароходе «Балхаш» отправились через военный Тихий океан и после долгого плавания пересекли его. Оказавшись в Америке, они проехали по её территории с Запада на Восток, чтобы в составе союзного трансатлантического конвоя пересечь теперь уже другой океан в самый разгар «Битвы за Атлантику» и, наконец, оказаться в Великобритании. Это, почти кругосветное путешествие семей Тарадиных и Умнышковых должно было окончиться в Швеции, до которой оставалось всего несколько часов полёта, ставших последними в их жизни… Трагедия его семьи не смогла тяжело не сказаться на самом советском военно-морском атташе в Швеции Алексее Тимофеевиче Тарадине. Он стал снимать стресс, увы, «известным и доступным русским способом», что, в свою очередь, не могло не отразиться на его службе, и в результате в декабре 1945 года он был отозван в Советский Союз и временно понижен в воинском звании. Не помогли ни государственная награда – орден Красной Звезды в ноябре 1944-го, ни скоротечная – в августе того же года – вторичная женитьба на 22-летней машинистке советского посольства в Стокгольме Клавдии Александровне Фёдоровой, которая к этому времени уже находилась в положении. (Родившийся у неё в Стокгольме в январе 1945-го третий сын Тарадина – Алексей – в 5-летнем возрасте умрёт уже в Москве, и наследником бывшего советского военно-морского атташе в Швеции станет только четвёртый по счёту его сын – Сергей Алексеевич Тарадин – родившийся в 1952 году и до сих пор проживающий в столице.) Перед возвращением из Стокгольма на Родину Алексей Тимофеевич Тарадин забрал урны с прахом погибших близких и перезахоронил их в Москве. Однако – наверное, по некому бюрократическому недосмотру – Мария Дмитриевна и Владимир Алексеевич Тарадины до сих пор числятся захороненными именно в Швеции…

…Завёл новую семью и второй советский военный моряк, потерявший своих близких в катастрофе «Грипена». Уже после окончания войны Алексей Андреевич Умнышков вновь женился, и у них с Тамарой Александровной родились сын Евгений (1946 – 1997) и дочь Анна (в 1953 году). Кроме неё, семейную династию Умнышковых продолжают ныне внук Алексея Андреевича Александр Евгеньевич (1969 года рождения) и правнук Алексей Александрович (1993 года). Именно Анна Алексеевна Умнышкова, ознакомившись с первоначальным вариантом текста данного исторического расследования, прислала нам эту информацию.

…12 июня 2004 на острове Холлё был открыт памятный знак погибшему «Грипену». Он представляет собой установленную на закреплённой на камнях металлической пластине погнутую лопасть воздушного винта от самолёта «Douglas» DC-3. На стене бывшего домика местной радиотелеграфной станции установлена пластиковая табличка с поясняющим текстом на шведском языке, который в литературном переводе на русский будет выглядеть следующим образом:

«Во время Второй Мировой войны, в 23 часа 22 октября 1943 года шведский курьерский самолёт «Грипен» после обстрела немецким истребителем над Скагерраком врезался в гору рядом с Мраморным бассейном на северо-западной стороне Холлё. Из пятнадцати человек, находившихся на борту, уцелело только двое. Эти люди не были вооружены и осуществляли тайный полёт между городом Абердин в Шотландии и аэродромом Бромма. «Грипен» был «Дугласом ДС-3 Дакота» и имел такие же лопасти воздушных винтов, как установленная здесь в память об этом трагическом происшествии. Общество «Пост Холлё» благодарит за этот дар «Роландс Антикинвестерингар Хоби» из Мункедаля. Губернатор Гёте Бернхардссон открыл этот памятный знак 12 июня 2004 года».
 

Автор благодарит своих коллег Романа Фирсова (Лондон, Великобритания) и Сергея Щербинина (Пушкин, Санкт-Петербург), а так же дочь одного из героев нашего исторического расследования Анну Алексеевну Умнышкову за неоценимую помощь в сборе необходимых материалов для этой статьи.


 7 
 : 2025 Февраля 06, 09:09:41 
Автор SuvorovAV1956 - Последний ответ от SuvorovAV1956
Газета.ru

 8 
 : 2025 Февраля 05, 10:49:51 
Автор Бортстрелок - Последний ответ от Бортстрелок
2016 – 2020 © К.Б.Стрельбицкий


 

АВИАЦИОННАЯ ГИБЕЛЬ АДМИРАЛА ОРЛОВА



 

…24 мая 1945 года Народный Комиссар Военно-Морского Флота Союза ССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов издал секретный приказ за номером «0277» - «О катастрофе самолёта ЛИ-2 в 65 АП СН» (в 65-м Краснознамённом авиационном полку особого назначения Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота). Текст документа начинался словами: «28.04.45 г. на аэродроме «Измайлово» произошла катастрофа самолёта ЛИ-2, пилотируемого лётчиком капитаном Забродиным»…

…Этот приказ был отпечатан в единственном машинописном экземпляре, который ранее хранился в Архивном отделе Центрального военно-морского архива (фонд 79, опись 1, дело 39849, листы 273 – 278) в московском Тушине, а сейчас находится в Филиале Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Архив Военно-морского флота) в Гатчине.

Снятый не так давно с этого документа гриф «Секретно» позволяет нам сегодня целиком ввести его в научный оборот и, тем самым, ознакомить наших читателей с подробностями того трагического происшествия на восточной окраине советской столицы в предпоследнюю неделю Великой Отечественной войны…

…В разделе приказа «Обстоятельства» мы читаем подробное описание как самой катастрофы, так и предшествовавшего ей:

«Самолёт ЛИ-2 [здесь и далее в документе читать «Ли-2»] должен был следовать по маршруту Москва – Паланга, имея на борту Начальника Технического Управления ВМФ инженер-вице-адмирала Орлова и с ним 7 человек пассажиров. Кроме этого, в самолёт дополнительно было загружено 700 кгр. [здесь и далее в документе – килограммов] проволоки и 2 агрегата [катерных мотора] Л-6 по 80 кгр. каждый.

Капитан Забродин, опробовав моторы на стоянке и убедившись в их нормальной работе, вырулил на старт.

Разбег и отрыв произошли нормально. После взлёта, на высоте 50 метров правый мотор начал уменьшать обороты и тягу, но позволил набрать 150 м. [здесь и далее в документе – метров] высоты. Капитан Забродин, установив плохую работу правого мотора, принял решение возвратиться на аэродром. Развернулся влево на 180º и, выпустив шасси, стал заходить на посадку.

Расчёт на посадку был произведён с перелётом (промазом), самолёт на траверзе посадочного ТЭ [имеется в виду условный знак посадки «Т»] имел высоту около 10 – 15 м. Несмотря на то, что рабочей площади аэродрома хватило бы для нормальной посадки прямо перед собой, капитан Забродин проявил недисциплинированность и, вопреки требованиям инструкции полётов на самолёте ЛИ-2, принял неправильное решение – при неисправной работе мотора уйти на второй круг. После дачи газа, с неубранным шасси, самолёт набрал высоту 30 – 40 м., но работа правого мотора ещё более ухудшилась, и капитан Забродин, пытаясь приземлиться на вспаханную часть аэродрома, сделал правый разворот на неисправно работающий мотор.

При развороте потерял высоту, самолёт зацепился передними колёсами шасси за дом и, ударившись об землю – загорелся.

Все пассажиры, в том числе – и инженер-вице-адмирал Орлов, погибли. Из состава экипажа самолёта – лётчик капитан Забродин, второй пилот лейтенант Клименко, штурман ст[арший] лейтенант Кольчик, борттехник техник-лейтенант Дурманенко и второй борт-техник капитан АТС [авиационно-технической службы] Назаренко получили ожоги и ранения различных степеней, стрелок-радист сержант Тарарин погиб. Самолёт сгорел».

Далее в тексте приказа Наркома говорилось:

«Произведённым расследованием установлено, что непосредственными виновниками этой тяжёлой катастрофы являются:

Лётчик капитан Забродин, который, возвратившись на свой аэродром, из-за неисправной работы правого мотора, и зайдя на посадку с «промазом», имел полную возможность произвести посадку перед собой и безопасно для пассажиров, экипажа и самолёта, но проявил недисциплинированность, нарушив требования приказа Начальника ВВС ВМФ № 95 [за] 1944 г., инструкции по технике пилотирования самолёта ЛИ-2 и «Наставления по производству полётов», пошёл на второй круг, не убрав при этом шасси, чем ещё больше усложнил себе дальнейший полёт, произведя правый поворот на неисправный мотор и с плохой осмотрительностью [все слова после последней запятой вычеркнуты от руки синим карандашом Н.Г.Кузнецовым].

Борт-техник самолёта техник-лейтенант Дурманенко, который, производя на правом моторе замену регулятора [оборотов авиационного двигателя] Р-2, не доложил об этом инженеру эскадрилии, а в дальнейшей работе не вёл систематического и внимательного контроля за работой мотора, вследствие чего не обнаружил своевременных признаков ухудшения работы регулятора оборотов Р-2.

Одновременно расследованием установлено:

Командир 65 АП СН подполковник Афанасьев, получивший накануне дня вылета указания от Начальника Отдела Перелётов ВВС ВМФ подполковника Кузьмина о предстоящем полёте инженер-вице-адмирала Орлова, не принял должных и необходимых мер по обеспечению организации данного полёта и не отдал никаких распоряжений ст.инженеру полка по подготовке самолёта. Вопреки требованию приказа НКВМФ [здесь и далее в тексте документа – Народный Комиссар Военно-Морского Флота Союза ССР] № 0925 от 30.10.42 г. не доложил Начальнику Штаба ВВС ВМФ полётный лист, а подписал его сам.

Врид Начальника Отдела Перелётов Штаба ВВС ВМФ подполковник Кузьмин допустил нагрузку самолёта в грузовом варианте проволокой и агрегатами Л-6, общим весом 860 кг, что в случае отказа одного мотора, лишало лётчика возможности производить полёт без снижения. Не доложил Начальнику Штаба ВВС ВМФ полётный лист на подпись, этим самым допустил перелёт инженера вице-адмирала Орлова, как обычный перелёт грузового самолёта.

Ст[арший] инженер 65 АП ослабил требовательность и контроль за работой подчинённого ему личного состава, что позволило борт-технику Дурманенко, самовольно, без доклада ст[аршему] инженеру АЭ, произвести замену регулятора оборотов Р-2 правого мотора».

Подведя, таким образом, итог описанию самой катастрофы и результатов её расследования, Нарком ВМФ писал:

«Приказываю:

1. Лётчика самолёта Ли-2 65 АП СН капитана Забродина, за недисциплинированность, приведшую к гибели 9 человек и потере самолёта, отстранить от занимаемой должности, с назначением на низшую и снизить в звании до старшего лейтенанта. Ограничиваюсь этой мерой взыскания лишь потому, что капитан Забродин до этого летал много и добросовестно, а в результате этой катастрофы сам получил тяжёлые ожоги и ранения.

2. Борт-техника самолёта техника-лейтенанта Дурманенко, за плохое выполнение своих обязанностей, отстранить от занимаемой должности и арестовать строгим арестом на 10 суток, с содержанием на гарнизонной гауптвахте.

3. Ст[аршего] инженера 65 АП СН инженер-майора Васюхина за плохую организацию службы эксплуатации, слабую требовательность и недостаточный контроль за работой своих подчиненных, арестовать на 7 суток с содержанием на гарнизонной гауптвахте.

4. Командира 65 АП СН подполковника Афанасьева за плохое воспитание подчинённых в духе воинской дисциплины и ответственности арестовать на 5 суток с содержанием на гарнизонной гауптвахте.

5. Начальника Отдела Перелётов Штаба ВВС ВМФ подполковника Кузьмина, допустившего перегрузку самолёта ЛИ-2 в грузовом варианте проволокой и моторами Л-6 – арестовать на 3 суток, с содержанием на гарнизонной гауптвахте».

Заключают текст этого приказа Наркома его выводы по данной авиационной катастрофе:

«В целях предупреждения повторения подобного рода лётных происшествий, Начальнику ВВС ВМФ:

а) Установить жёсткий контроль за выполнением приказа НКВМФ № 0925 от 30.10.42 г., особенно в части мероприятий по обеспечению безопасности полётов.

б) Установить в ВВС ВМФ правило, что при нахождении на борту самолёта Ли-2, в качестве пассажиров лиц адмиральского и генеральского звания [все слова после последней запятой, кроме «пассажиров», вычеркнуты от руки синим карандашом Н.Г.Кузнецовым], полётный вес самолёта не должен превышать 10500 кгр., чтобы обеспечить возможность полёта на одном моторе. При этом запрещено загружать самолёты каким бы то ни было грузами, за исключением ручного багажа пассажиров.

в) Контроль за подготовкой к полёту самолётов, предназначенных для перевозки лиц адмиральского и генеральского состава, осуществлять лично ст[аршему] инженеру части, о чём делать запись в формуляре самолёта.

г) Для перевозки лиц адмиральского и генеральского состава ВМФ выделить для постоянной работы два самолёта ЛИ-2, за которыми обеспечить должный контроль и уход в эксплуатации».

Дополним текст этого документа имеющейся в нашем распоряжении более подробной информацией о жертвах описанной выше авиационной катастрофы.

Всего, как уже отмечалось выше, в ней погибло 9 человек – все 8 пассажиров самолёта и один из шести членов его экипажа. Повторим, что им оказался стрелок-радист войсковой части № 49345 (то есть того самого 65-го Краснознамённого авиационного полка особого назначения ВВС ВМФ, к которому принадлежал разбившийся самолёт) сержант Тарарин Константин Григорьевич. Он был похоронен на Преображенском кладбище столицы (первоначальный адрес его могилы там – до реконструкции тамошних отдельных воинских захоронений в единый мемориал – «Участок № 47, ряд № 13, могила № 22»).

Из 8 погибших пассажиров Ли-2 нам сегодня известны имена 6:

- Орлов Александр Григорьевич (настоящие имя и отчество – Абрам Гершелевич) – инженер-вице-адмирал, Начальник Технического Управления ВМФ (похоронен в индивидуальной могиле на Новодевичьем кладбище Москвы; впоследствии в неё были дозахоронены дочь Орлова Виктория Александровна (1931–1965) и жена Орлова Мария Борисовна (1907–1986) ),

- Алексеев Николай Мануилович – инженер-капитан 1-го ранга, офицер Технического управления ВМФ, с 1937 года официально продолжавший числиться «в распоряжении Народного Комиссариата оборонной промышленности Союза ССР с оставлением в кадрах РККА в счёт «1000» » (место захоронения в документах не указано),

- Долгинцев Николай Сергеевич – инженер-капитан 3-го ранга, начальник 2-го отделения 6-го отдела Технического Управления ВМФ (место захоронения в документах не указано),

- Луцюк Иван Кондратьевич – младший лейтенант, лётчик 15-го отдельного разведывательного авиационного Таллинского Краснознамённого полка (похоронен на Преображенском кладбище Москвы, захоронение к настоящему времени не сохранилось),

- Баскаков Владимир Фёдорович – младший лейтенант, штурман самолёта 15-го отдельного разведывательного авиационного Таллинского Краснознамённого полка (похоронен на Преображенском кладбище Москвы, захоронение к настоящему времени не сохранилось),

- Скворцов Александр Алексеевич – техник-лейтенант, механик авиационный 47-го штурмового авиационного Феодосийского Краснознамённого полка (похоронен на Преображенском кладбище Москвы, захоронение к настоящему времени не сохранилось).

Имена ещё двух погибших пассажиров (предположительно это были гражданские лица – вольнонаёмные сотрудники ВМФ), к сожалению, остались нам неизвестными...

…Судя по приведённому выше описанию катастрофы, ставший невольной её причиной дом, за который задел выпущенными стойками шасси аварийный Ли-2, сохранился и поныне. В то время он официально назывался «Дом № 1 (общежитие) Измайловского (Сталинского) аэродрома», а сейчас числится «домом 21, строение 1» по 16-й Парковой улице города Москвы, являясь уже не жилым, а так называемым «офисным зданием», причём надстроенным к настоящему времени с первоначальных двух этажей до четырёх.

Ставший жертвой катастрофы 28 апреля 1945 года на аэродроме Измайлово инженер-вице-адмирал А.Г.Орлов оказался самым старшим по званию среди военнослужащих Советского ВМФ, погибших в период Второй Мировой войны, а описанная выше авиационная катастрофа – третьей по хронологии, произошедшей в районе Измайловского аэродрома, но первой – непосредственно на нём…


 


 9 
 : 2025 Февраля 05, 01:42:20 
Автор Semen_7 - Последний ответ от SuvorovAV1956
ВСЁ, что есть в архивах RA.SU по теме:

115.2 Авиа. Воен. Учебники мл авиац спец
(все варианты, включая разные клоны разных мудo)

Учебник механика ВВС по авиационным приборам. Заказ 833 {нет обложки и стр 1} (djvu)10.3=N+мудо
Учебник механика ВВС по авиационным приборам. Заказ 833 {нет обложки и стр 1} (djvu)2.87=N
Учебник механика ВВС. Авиационные бомбовые выстрелы и подготовка их к применению. 1975. Заказ 3641 [34] (djvu)6.07=AndyK работа+мудо
Учебник механика ВВС. Авиационные бомбовые выстрелы и подготовка их к применению. 1975. Заказ 3641 [34] (djvu)6.07=AndyK+мудо
Учебник механика ВВС. Авиационные бомбовые выстрелы и подготовка их к применению. 1975. Заказ 3641 [34] (pdf)233=AndyK+мудо
Учебник механика ВВС. Артиллерийское и бомбардировочное вооружение. 1968. Заказ 320 {нет стр 100,101} (djvu)9.50=W-600 работа
Учебник механика ВВС. Артиллерийское и бомбардировочное вооружение. 1968. Заказ 320 {нет стр 100,101} (pdf)14.6=W-600 работа
Учебник механика ВВС. Буквопечатающие телеграфные аппараты. 1967. Зак 267 (pdf)9.15=shwonder ссылка
Учебник механика ВВС. Метеорологические приборы и методы наблюдения за погодой. 1966. Заказ 1133 (pdf)265=СКБ ссылка
Учебник механика ВВС. Радиооборудование самолетов. 1973. Издание 2. Зак 846 (pdf)13.4=N
Учебник механика ВВС. Радиотехнические средства обеспечения полетов. 1968. Зак 1598 (djvu)4.60=W-600 работа
Учебник механика ВВС. Радиотехнические средства обеспечения полетов. 1968. Зак 1598 (pdf)212=СКБ ссылка
Учебник механика ВВС. Радиотехнические средства обеспечения полетов. 1968. Зак 1598 (pdf)29.8=shwonder ссылка
Учебник механика ВВС. Ракетное вооружение. 1967. Заказ 829 (pdf)8.12=shwonder ссылка
Учебник механика ВВС. Фототелеграфная аппаратура. 1966. Заказ 716 (pdf)16.3=shwonder ссылка
Учебник механика ВВС. Эксплуатация и войсковой ремонт авиационной техники. 1972. Заказ 81 (pdf)250=AleksirinH работа
Учебник механика ВВС. Электросиловые устройства средств связи и радиотехн обеспеч полетов. 1968. Зак 291 {нет стр 25-28} (djvu)3.60=W-600 работа
Учебник механика ВВС. Электросиловые устройства средств связи и радиотехн обеспеч полетов. 1968. Зак 291 {нет стр 25-28} (pdf)270=W-600 работа+мудо
Учебник механика ВВС. Электросиловые устройства средств связи и радиотехн обеспеч полетов. 1968. Зак 291 {нет стр 25-28} (pdf)8.13=shwonder ссылка
Учебник механика средств заправки самолетов топливом и маслом. 1963. Заказ 275 [2865] (djvu)42.1=AleksirinH работа
Учебник механика средств заправки самолетов топливом и маслом. 1963. Заказ 275 [2865] (pdf)220=AleksirinH работа+мудо
Учебник механика средств заправки самолетов топливом и маслом. 1963. Заказ 275 [2865] (pdf)490=AleksirinH работа+мудо
Учебник сержанта ВВС. Для заведующего складом горючего.1966(pdf)20.4=N
Учебник сержанта ВВС. Для заведующего хранилищем (складом) авиационного имущества. 1971. Зак 372 (djvu)8.90=shwonder ссылка
Учебник сержанта ВВС. Для механика средств эксплуатации аэродромов. 1968. Заказ 228 (pdf)18.1=shwonder ссылка
Учебник сержанта ВВС. Книга 2. Для авиационного механика. 1953. Заказ 445 [30247] (pdf)266=AleksirinH работа=N
Учебник сержанта ВВС. Общевойсковая подготовка. 1968. Заказ 83 (djvu)19.2=N+мудо1
Учебник сержанта ВВС. Общевойсковая подготовка. 1968. Заказ 83 (djvu)2.78=N
Учебник сержанта ВВС. Общевойсковая подготовка. 1968. Заказ 83 (djvu)2.79=N+мудо2
Учебник сержанта ВВС. Средства спасения экипажей самолетов. 1971. Заказ 279 (4pdf)21.1=N+SuvorovAV1956


https://disk.yandex.ru/d/8de1oE-76dSJjQ
Уверенно открывается WinRar'ом

ВНИМАНИЕ!
Внутри архива длинное имя папки!
При разархивировании выбирайте строку: "Извлечь в текущую папку"
И лучше это сделать ближе к корню диска, иначе длина пути к файлу может превысить допустимые 255 символов!

 10 
 : 2025 Февраля 04, 22:55:00 
Автор Ракетчик - Последний ответ от Hooke
9-БВ-099 - парашют реактивного парашютного сигнального патрона РПСП-40

Страницы: [1] 2 3 ... 10