Новости:

Прежде, чем сказать "ДАЙТЕ" посетите раздел 8.5. Что такое "по запросу"


С корреспондентами без имени, возраста и места жительства в переписку не вступаем.


    Годятся любые технические описания любых машин, приборов, агрегатов, устройств (хорошо бы) военно-технического назначения советского периода.
На любую только отечественную технику, оборудование, изделия, объекты, образцы, модели, проекты и детали.
Всё над чем трудились наши славные предки и чему грозит утрата и/или забвение.
Так же нас не интересуют только одни ссылки на ИЗВЕСТНЫЕ материалы других сайтов.

Мы НЕ ТОРГУЕМ материалами нашего форума.
А прежде чем писать запросы - читайте форум.

С уважением, Суворов АВ

С корреспондентами без имени, возраста и места жительства в переписку не вступаю.

Сэкрэтные и постСоветские популярные цветные издания не предлагать.
Найдено помещение для библиотеки форума. В Санкт-Петербурге на Васильевском.
Ищем энтузиастов способных принять участие в обустройстве.



Последние сообщения

#11
2022 – 2025 © К.Б.Стрельбицкий

 
КРАСНЫЕ  ЗНАМЁНА  УЗИНСКОЙ  ДИВИЗИИ


В утверждённом Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 30 июля 1975 года «Уставе внутренней службы Вооружённых Сил СССР», («по которому» автор служил в Узине в 1986 году) одна из первых его статей носила название «Боевое Знамя воинской части». Согласно её пункту 1-му, «Боевое Знамя воинской части Вооруженных Сил СССР есть символ воинской чести, доблести и славы».
Как и положено было во всех Советских Вооружённых Силах, знамёна в Узине постоянно хранились на «Посту № 1», о котором здесь следует рассказать отдельно и подробно. Дело в том, что во всей 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии в Узине был только один-единственный «Пост № 1». По сложившейся здесь традиции, он находился не в здании Штаба дивизии в Военном городке в самом городе Узин по улице Карла Маркса (ныне – здание городской поликлиники по адресу: «вулиця Івана Богуна, будинок 57а»), а в помещении штаба 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка дивизии «в глубине» военного гарнизона «Узин-2», недалеко от самого Узинского военного аэродрома. Такая «дислокация» узинского «Поста № 1» являлась причиной того, что на него заступали военнослужащие не всех частей дивизии по очереди, а одного только Первого полка. Ежедневный суточный наряд на «Пост № 1» (в Первом полку это, официальное его обозначение практически не применялось, заменяясь разговорным выражением «Знамённый караул») состоял из 4 военнослужащих Войсковой части № 40433: начальника караула (он же – разводящий) в звании прапорщика и 3 караульных (по числу смен – заступившая, отдыхающая и бодрствующая) в звании рядовых. Так как данный наряд для Первого полка был отнюдь не каким-то «почётным», периодическим, а самым обычным, ежедневным, то в него назначались поочерёдно практически все его военнослужащие срочной службы на втором её году (так называемые «третий и четвёртый периоды»), не имевшие нарушений воинской дисциплины. При том, что данный, «Знамённый караул» фактически считался для Первого полка «внутренним» нарядом, его новый, «заступающий» состав ежедневно выходил на построение всех именно гарнизонных караулов и нарядов, начинавшееся в 17 часов на так называемом «Малом плацу» гарнизона, между зданием его комендатуры и «солдатским» стадионом (ныне – место установки самолёта-памятника Ту-95М/У с бортовым номером «51» – из состава, кстати, того же Первого полка). Этот, «Знамённый караул» от Первого полка был единственным «внутренним» караулом во всей дивизии, обязательно проверявшимся на данном построении лично комендантом гарнизона, после чего все четыре перечисленных выше «наряженных» в него военнослужащих отправлялись к месту несения этого наряда, в здание штаба Первого полка (а оно находилось более, чем в километре от «Малого плаца») пешком – в отличие от всех остальных, гарнизонных караулов, «расчёты» которых после развода убывали в свои караульные помещения по всему гарнизону на бортовых грузовых автомашинах. «Приём-передача» «Знамённого караула» новым от прежнего завершался к 18 часам, о чём оба прапорщика-«начкара» (сменяющийся и заступающий) совместно лично докладывали обеим «таким же» дежурным по штабу Первого полка, а тот из них, кто принимал это дежурство – в свою очередь, по телефону новому дежурному по Штабу дивизии. После этого, в 18 часов происходило заступление на «Пост № 1» часового 1-й смены нового караула, перед этим зарядившего своё «штатное» личное оружие – 7,62-мм карабин «СКС» – полной обоймой из 10 патронов в «пулеулавливателе», установленном на улице, справа от здания штаба (в том же «пулеулавливателе» после смены с «Поста № 1» часовые производили разряжание своих «СКСов» – и то, и другое, естественно, под наблюдением «начкара»). Так как часовой на «Посту № 1» нёс службу, вооружённый именно карабином системы Симонова, «общепринятым» для солдат срочной службы в Советских ВВС (а не с автоматом Калашникова, как в Советской Армии в целом), то свой СКС он держал постоянно, в течении всей «постовой смены» (обычной для всех советских «знамённых караулов» продолжительности – 2 часа) в положении, приставленным к ноге.
Автор так подробно описал здесь всё это потому, что узинский «Караул № 1», традиционно нёсшийся, как уже было указано выше, только военнослужащими Первого полка (в их числе – и лично самим автором, в последний раз заступившим в этот, «Знамённый караул» вечером субботы 4 октября 1986 года, всего за шесть дней до своего «заслуженного дембеля»), был в своём роде уникальным – если уж не для всей Советской Армии в целом, то для её Дальней Авиации – точно. Дело в том, что «наряженные» в караул на «Пост № 1» 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии в Узине военнослужащие её Первого полка охраняли в нём не одно-единственное Боевое Знамя своей части (как это было повсеместно), а сразу несколько знамён – общим числом шесть! Это были:
- Боевое Знамя 106-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии (вручено 106-й тбад при её формировании, в 1955 году),
- Памятное знамя Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР (вручено 106-й тбад 20.10.1967, к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции),
- Памятное Знамя Министерства Обороны СССР (вручено 106-й тбад 30.12.1982 по случаю присвоения ей почётного наименования «Имени 60-летия СССР»),
- Боевое Знамя 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (вручено 409-му тбап при его формировании в 1955 году),
- Боевое Знамя 1006-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка (вручено 1006-му тбап при его формировании в 1956 году),
- Боевое Знамя Авиационно-технической базы 106-й тбад (уникальный – во всяком случае, именно для Дальней Авиации – случай, когда Боевое Знамя было вручено её тыловой наземной части – правда, по данным автора, не сразу при её формировании в 1955 году, а только где-то в 1970-е годы или даже в самом начале 1980-х).
 Эти знамёна временно изымались с места своего постоянного хранения на 2-м этаже здания штаба Первого полка, из охраняемой «Знамённым караулом» их общей «знамённой витрины» и выносилось из этого здания минимум шесть раз в год – по государственным, «ведомственным» и «полковым» праздникам: на 23 февраля (День Советской Армии и Военно-Морского Флота), на 9 мая (День Победы), на 18 августа (День Авиации), на 7 ноября (Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции), на ежегодные Дни воинской части (в частности, у Первого полка – 31 мая, а у Второго – 25 июня) и в конкретный для каждого года (но не «привязанный» строго к календарю) день первого в нём взлёта самолёта дивизии в начале очередного периода обучения, а так же на её инспекционные проверки различными «вышестоящими инстанциями».
Сам автор в предпоследний раз видел Боевое Знамя своей части, 409-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка извлечённым из знамённого чехла (в котором оно постоянно хранилось в «знамённой витрине» – как и другие пять) и развёрнутым 25 июня 1986 года, когда личный состав полка торжественно встречал на поле Узинского военного аэродрома две первые приземлившиеся здесь новые машины полка – самолёты-заправщики «Ил-78Т» (автор тогда входил в состав так называемого «Знамённого расчёта», сопровождавшего Боевое Знамя 409-го тбап от здания штаба на аэродром и обратно и нёсшего почётный караул при знамени всё время его нахождения там в ходе этого торжественного мероприятия), а в самый последний – 18 августа того же года, на празднике в День Авиации, во главе парадной колонны 409-го полка на торжественном её прохождении по тогдашней улице Карла Маркса в Военном городке  города Узин (вместе с пятью другими, перечисленными выше знамёнами 106-й тбад).
Как бывший военнослужащий срочной службы Узинской дивизии автор с сожалением должен отметить, что командования и её в целом, и Первого полка, где он служил, в то время (1986 год) вообще уже никак не использовали свои Боевые Знамёна в работе с личным составом «срочников». Так сегодня ничего документально не известно об использовании ни одним из их командиров такой меры поощрения своих солдат, как упомянутое в «Дисциплинарном Уставе Вооружённых Сил СССР» 1975 года «награждение личной фотографической карточкой военнослужащего, снятого при развёрнутом Боевом Знамени воинской части». (Очевидно, что прав был тот бывший военнослужащий-«срочник», который по этому поводу писал в Сети (не применительно, разумеется, именно к Узинской дивизии, а ко всей Советской Армии в целом) следующее: «Редкость такого вида поощрения была обусловлена, среди прочего, сложностью процедуры его реализации. Чтобы произвести фотосъёмку, надо было «потревожить» Боевое Знамя части, которое обычно хранится на «Посту № 1». Процедура выдачи Боевого Знамени из-под охраны караула – вещь не сложная, но чётко регламентированная и муторная (см. «Устав гарнизонной и караульной службы...»). Лишний раз такими делами никто заморачиваться не станет».) Не проводилась и  в дивизии, и в её полках и другая «уставная» церемония – прощания со знаменем для «военнослужащих, выслуживших установленные сроки действительной службы» и «увольняемых в запас Вооружённых Сил СССР». Причём всё вышеописанное касалось не только времени непосредственно двух «периодов» службы автора в Войсковой части № 40433 в 1986 году, но и более ранних – в ответ на его вопросы по этому поводу, «срочники-старослужащие» Первого полка (призыва весны 1984 года) лишь удивлённо отвечали, что у них в части в первой половине 80-х годов о таких традициях вообще никто не слыхал... Сам автор попрощался со знаменем Первого полка (равно, как и с пятью другими Узинскими знамёнами) в день своего «заслуженного дембеля», 10 октября 1986 года, после получения в штабе полка своих «отпускных» документов «козырнув» ему (и всей «знамённой витрине»), чем, помнится, вызвал искреннее недоумение у стоявшего в тот момент на «Посту № 1» часового...
В 3-м пункте статьи «Боевое Знамя воинской части» уже цитированного выше нами «Устава внутренней службы Вооружённых Сил СССР» говорится, что «Боевое Знамя сохраняется за воинской частью на всё время независимо от изменения наименования и нумерации части». В связи с этим становится ясным, что в 1986 году полотнище Боевого Знамени 409-го полка Узинской дивизии никак не заменялось в связи с официальным изменением названия части – с «тяжёлого бомбардировочного авиационного полка» на «авиационный полк самолётов-заправщиков».
Свой рассказ о знамёнах Узинской дивизии автор должен закончить констатацией того, что ему точно не известна судьба всех их после 1992 года – после того, как дивизия «перешла под юрисдикцию» Украины. То, что её части получили в том же году новые, «малиновые» знамёна «украинского образца», сомнению не подлежит, но вот конкретной информацией о том, куда именно после этого делись все прежние, советские (по словам одного из ветеранов Первого полка, их Боевое Знамя, якобы, было «сдано в архив»), автор не располагает. Но ни на минуту не сомневается, что все 6 перечисленных выше им Узинских знамён ныне являются предметами частных коллекций на Западе, проданные туда новыми, «незалежными» хозяевами... И напоминает всем заключительные строки последнего, 5-го пункта статьи «Боевое Знамя воинской части» из всё того же «Устава внутренней службы Вооружённых Сил СССР» – «При утрате Боевого Знамени командир части и военнослужащие, непосредственно виновные в таком позоре, подлежат суду военного трибунала, а воинская часть – расформированию»... И в первую очередь эти слова о трибунале касаются последнего узинского комдива-106 генерала Башкирова, в 1992 году «переприсягнувшего» Украине и с тех пор носящего у ветеранов Дальней Авиации позорную, но вполне заслуженную кличку – «Иуда»... А касаются эти слова о трибунале его до сих пор ещё и потому, что ко времени создания этого сборника «Иуда» тот всё ещё проживал в Киеве...

#12
3ВОФ148 - 152-мм выстрел с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ98 и полным зарядом
3ВОФ149 - 152-мм выстрел с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ98 и уменьшенным зарядом
#13
Токосъемник ТСВ36М313. Руководство по технической эксплуатации
черно-белый - pdf - 1 Мб
https://cloud.mail.ru/public/b4Wc/mbaQSEoxP
=
Тема: 133 Авиа. ЛА Ми
Ми-8, Ми-14, Ми-24. Токосъемник ТСВ36М313. Руководство по технической эксплуатации 8А4833010 РЭ. 65.12.10. 1984 (pdf)1.00=Rado1 работа
#14
2025 © К.Б.Стрельбицкий


ИЗ  ИСТОРИИ  ВОЙСКОВОЙ  ЧАСТИ  №  42841
  МОРСКОЙ  АВИАЦИИ  НА АЭРОДРОМЕ ОСТАФЬЕВО
( 1959  –  2024  ГОДЫ )


За более чем 80 лёт своего существования Войсковая часть № 42841 Морской Авиации неоднократно меняла свои действительные наименования, но за это время практически вся её история (за исключение первых лёт, 1942 – 1945 годов) была связана с одним-единственным родом деятельности – с военно-транспортной службой в интересах Отечественного Военно-Морского Флота. Ниже в форме «хронологической канвы» вашему вниманию представляется история Войсковой части № 42841 в период её базирования на Остафьевский аэродром – начиная с 1959 года.


1959
К началу 1959 года Войсковая часть № 42841 носила полное официальное наименование «277-я отдельная транспортная Краснознамённая авиационная эскадрилия Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота» (277-я отаэ) и имела штатный состав авиационной материальной части в 12 военно-транспортных самолётов «Ил-14».
В связи с предстоящей передачей территории Центрального Аэродрома ВМФ «Измайлово» от Министерства Обороны СССР городу Москве для последующей массовой жилищной застройки, 277-я отаэ к 02.1959 полностью передислоцировалась оттуда на аэродром «Остафьево». Эта передислокация происходила под руководством тогдашнего (шестого по счёту в её истории) командира части Героя Советского Союза полковника Ивана Пётровича Замятина. (По стечению обстоятельств последние 15 лет своей жизни, с 1988 по 2003 годы, уже находясь в отставке, он будет проживать в доме, построенном на территории именно бывшего Центрального Аэродрома ВМФ «Измайлово», всего в нескольких сотнях метров от бывшего здания штаба Войсковой части № 42841).
Седьмым командиром части (и первым для неё – «целиком» на Остафьевском аэродроме) стал 04.07.1959 майор Гарсков Аркадий Сергеевич (1911 – после 1961 гг.).

1961
Восьмым командиром части стал 04.11.1961 полковник Пятков Алексей Захарович (1913 – 1998).



1963
В соответствии с секретной директивой Начальника Главного Штаба ВМФ адмирала Фёдора Владимировича Зозули за № ОМУ/4/11086 от 04.05.1963 277-я отаэ с 01.06.1963 переформировывается в 327-й отдельный транспортный авиационный Краснознамённый полк Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота (327-й отап), с подчинением непосредственно Командующему ВВС ВМФ.
В этом году на вооружение части началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ан-12» конструкции О.К.Антонова, в связи с чем 327-й отап получил двухэскадрильный штат: его 1-я авиационная эскадрилия имела на вооружении 10 военно-транспортных самолётов «Ил-14» (с 1966 года (см.ниже) – «Ан-26», а так же «Ан-24»), а 2-я – 8 «Ан-12».

1966
В 1966 году на вооружение части началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ан-26» конструкции О.К.Антонова.

1968
В октябре месяце экипаж самолёта «Ан-12» командира полка полковника Пяткова Алексея Захаровича доставил на Остафьевский аэродром из Бомбея (Индия) беспилотный «окололунный» космический аппарат «Зонд-5», 21.09.1968 приводнившийся в Индийском океане.

1971
Девятым командиром части стал 26.01.1971 полковник Козинов Пётр Никитович (1923 – 1972).

1972
В результате второй в истории части авиационной катастрофы (и первой – в период её базирования на Остафьевском аэродроме) 22.12.1972 в районе Деллиса (Алжир) погибли все находившиеся на борту военно-транспортного самолёта «Ан-12» 11 человек:
1. Козинов Пётр Никитович – полковник, командир полка, исполнявший в данном полёте обязанности командира корабля
2. Сутормин Г.В. – полковник, пассажир 
3. Федосеев Н.В. – полковник-инженер, пассажир
4. Слащёв В.Д. – подполковник, старший штурман полка, исполнявший в данном полёте обязанности штурмана корабля
5. Черепанов Г.Г. – подполковник-инженер, пассажир
6. Балеев Н.И. – капитан, бортовой техник старший
7. Зайцев Юрий К. – старший лейтенант, помощник командира корабля
8. Титов М.Л. – старший лейтенант, бортовой техник по авиационно-десантному оборудованию
9. Бондарчук Н.З. – старший лейтенант, начальник связи авиационной эскадрилии, исполнявший в данном полёте обязанности старшего радиста бортового
10. Добрынин А.Н. – старший лейтенант, военный переводчик
11. Крыхта В.И. – прапорщик, старший воздушный стрелок
Десятым командиром части (и вторым – в 1972 году) стал 22.12.1972 полковник Горобец Георгий Афанасьевич.

1975
Одиннадцатым командиром части стал 19.08.1975 подполковник Флягин Алексей Иванович, который прокомандует ей дольше всех в её истории – десять с лишним лёт.

1984
В результате третьей и крупнейшей по количеству жертв в истории части авиационной катастрофы 04.08.1984 в районе Навабшаха (Пакистан) погибли все находившиеся на борту военно-транспортного самолёта «Ан-12»  24 человека: Экипаж самолёта:
1. Подскребаев Валентин Сергеевич – майор, командир авиационного отряда, командир корабля
2. Олейник Анатолий – майор, бортовой техник старший авиационной эскадрильи, бортовой техник старший корабля
3. Васильев Валерий – капитан, помощник командира корабля
4. Николаенко Василий – капитан, штурман-инструктор полка
5. Правитель Александр – капитан, бортовой техник по авиационно-десантному оборудованию
6. Хоцевский Валентин – капитан, штурман корабля
7. Стаценко Александр – капитан, военный переводчик
8. Зайцев Сергей Владимирович – прапорщик, старший воздушный стрелок
9. Качан ... – прапорщик, старший радист бортовой;
Пассажиры самолёта – 15 человек, в том числе – 10 лётчиков 145-й отдельной противолодочной авиационной эскадрилии Военно-Воздушных Сил Дважды Краснознамённого Балтийского флота:
1. Майор Середин Г.П.
2. Капитан Цепелев Ю.А.
3. Капитан Шемунь В.Ф.
4. Старший лейтенант Жуков А.Н.
5. Старший лейтенант Кочерешко В.В.
6. Старший лейтенант Мишуткин В.И.
7. Старший лейтенант Орлов А.Ф.
8. Старший лейтенант Панов В.Ф.
9. Старший лейтенант Стручинский С.С.
10. Старший прапорщик Андреев А.В.
11. - 15. ... .
1985
Двенадцатым командиром части стал 11.11.1985 полковник Базванов Алексей Иванович, который будет командовать ей до самого конца советского периода её истории и далее.

1986
В 1986 году на вооружение части началось поступление самолётов нового типа – военно-транспортных «Ан-72» конструкции О.К.Антонова, предназначавшихся для замены состоявших до этого на её вооружении с 1966 года (см.выше) самолётов «Ан-26». В советский период истории части «Ан-72» стали первыми и единственными реактивными самолётами, состоявшими на её вооружении.
В целом в советский период истории Войсковой части № 42841 при её базировании на Остафьнвском аэродроме на её вооружении состояли самолёты следующих типов (без указания их различных модификаций):
- военно-транспортные – «Ан-12», «Ан-26», «Ан-72» конструкции О.К.Антонова, «Ил-14» конструкции С.В.Ильюшина, самолёты «семейства» «Ли-2»,
- пассажирские – «Ан-24» конструкции О.К.Антонова, «Ил-12», «Ил-18» конструкции С.В.Ильюшина.

1991 – 2024
Так как к настоящему времени Войсковая часть № 42841 продолжает оставаться действующей воинской частью Морской авиации Военно-морского флота Российской Федерации, то российский период её истории будет изложен нами ниже лишь схематично.
В указанный период бывший 327-й отдельный транспортный Краснознамённый авиационный полк Военно-Воздушных Сил Советского Военно-Морского Флота неоднократно будет менять свои действительные  наименования и подчинение и будет официально полностью именоваться:
с 07.02.1998 – 399-я отдельная транспортная Краснознамённая авиационная эскадрилья Морской авиации,
с 01.10.2001 –  46-й отдельный транспортный Краснознамённый авиационный полк Морской авиации,
с 2009 года – 7055-я гвардейская Краснознамённая Севастопольско-Берлинская авиационная база,
с 2012 года – Авиационная группа 7050-й гвардейской Киркинесской авиационной базы Северного флота,
с 01.12.2014 – Отдельная транспортная авиационная эскадрилия 190-го учебного авиационного полка 859-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации.
В 2024 году, в связи с передачей территории аэродрома «Остафьево» от Министерства обороны Российской Федерации Правительству города Москвы для последующей массовой жилищной застройки, Войсковая часть № 42841 передислоцировалась отсюда на аэродром «Ермолино» (территория одноимённого города Боровского района Калужской области Российской Федерации).

Приложение

Командиры войсковой части № 42841 на Остафьевском аэродроме:

Замятин Иван Петрович, Герой Советского Союза – был командиром части в период до 04.07.1959
Гарсков Аркадий Сергеевич – был командиром части в период 04.07.1959 – 04.11.1961
Пятков Алексей Захарович – был командиром части в период 04.11.1961 – 24.05.1963
Козинов Пётр Никитович – был командиром части в период 26.01.1971 – 22.12.1972
Горобец Георгий Афанасьевич – был командиром части в период 22.12.1972 – 19.08.1975
Флягин Алексей Иванович – был командиром части в период 19.08.1975 – 11.11.1985
Базванов Владимир Иванович – был командиром части в период 11.11.1985 – 14.05.1994
Болгов Николай Иванович – был командиром части в период 14.05.1994 – 22.07.2004
Довженко Сергей Михайлович – был командиром части в период с 10.08.2004.

Примечания:
1. Имена командиров Войсковой части № 42841 на Остафьевском аэродроме после 2007 года не приводятся.
2. Все поименованные выше командиры Войсковой части № 42841 (кроме майора А.С.Гарскова) носили штатное для этой должности воинское звание «полковник».

#15
15П728 - шахтный боевой стартовый комплекс МБР 15А28 ("Сармат")
15Е520 - комплект подъемников для 15П728
#16
4Б57 - метательный заряд для гранат 7Г12
#17
2024 – 2025 © К.Б.Стрельбицкий

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ, ИЛИ ФРАГМЕНТЫ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О СЕРЫШЕВО 1985 ГОДА БУДУЩЕГО ВОЕННОГО ИСТОРИКА (Из сборника "ИЗ ИСТОРИИ СЕРЫШЕВСКОЙ ДИВИЗИИ ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ (1956 – 1998)")


«... Утром одного из апрельских дней далёкого уже ныне 1985 года автор этих строк сошёл с пассажирского поезда на станции Серышево Забайкальской железной дороги, чтобы прибыть, согласно лежащему в кармане его форменного кителя воинскому предписанию, «для дальнейшего прохождения воинской службы» в местный авиационный гарнизон», – такими словами начинается текст нашей военно-исторической работы « «Моя» 37-я воздушная армия». И хотя в дальнейшем автор прослужит здесь, в составе 124-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней Авиации недолго, будучи через некоторое время переведён «в интересах службы» совсем в другой регион РСФСР, служба уже почти четыре десятилетия назад в гарнизоне «Серышево-2», на аэродроме «Украинка» останется в его памяти. Ныне он объединил все известные ему материалы по истории этого воинского соединения в данный сборник.

Для любого военнослужащего, прибывающего в Сершевскую авиационную дивизию, она начиналась с местной железнодорожной станции на «главном ходу» Транссибирской магистрали (здесь же, на этой станции служба та у всех и заканчивалась – за исключением тех, весьма немногих, кто убывал отсюда прямо с военного аэродрома). К 1985 году здесь уже давно стояло новое, типовой советской постройки одноэтажное станционное здание, «громко» именуемое «вокзалом». Между ним и станционными железнодорожными путями находился постамент с бюстом того, в чью память после его смерти были названы сам тот посёлок и эта станция – «СЕРЫШЕВ / СТЕПАН / МИХАЙЛОВИЧ / 1889 – 1928 гг.», как было указано на большой памятной доске. Ниже неё в постамент бюста была вмурована маленькая табличка с текстом о том, что за ней с 1968 года находится «капсула времени» с «Письмом комсомольцам 2018 года», которую надлежало открыть спустя 50 лет, в год 100-летия ВЛКСМ.
За самым дальним от станции магистральным железнодорожным путём начиналась однопутная ветка, ведущая в военный гарнизон. По ней с конца 1960-х годов несколько раз в день туда и обратно, на станцию Серышево приходил пассажирский поезд-«подкидыш». Так как эта ветка была, в отличии от основной железнодорожной магистрали, неэлектрифицированной, то поезд тот водил «мотовоз» (тепловоз). К 1985 году старые (судя по их виду – ещё довоенного образца) пассажирские вагоны этого поезда были отведены в самый конец ветки, в гарнизон и там сброшены с рельс под насыпь (где их многократно видел автор, ежедневно проходивший мимо них на пути из казармы на стоянку самолётов своей эскадрилии и обратно), а их заменили на несколько новых пассажирских («сидячих») вагонов. 
Практически напротив здания «вокзала», по ту сторону станционных путей располагался комплекс зданий Серышевского элеватора, являвшегося самым высоким строением района. В этот комплекс входил местный хлебозавод, выпекавший в 1985 году очень вкусный «солдатский» («серый») хлеб (во всяком случае, именно таким он запомнился автору, впервые попробовавшему его после нескольких месяцев употребления в солдатской столовой предыдущего, учебного ещё подразделения в Комсомольском районе Хабаровского края того, что там называлось «хлебом»).
«Центром общественно-политической и культурной жизни» любого советского военного городка всегда являлся «ГДО» – Гарнизонный Дом Офицеров. Разумеется, свой ГДО был и в Серышево, где он был введён в эксплуатацию в 1960 году. Местный ГДО был построен по типовому проекту 1950-х годов Дома офицеров для военных городков авиационных дивизий двухполкового  состава. Это было трёхэтажное здание «домиком», главное внутреннее пространство которого занимал актовый (зрительный) зал. К этому, основному зданию ГДО с его тыла вплотную примыкала пристройка, в которой размещался спортивный зал. За свою непродолжительную  службу в Серышево автору не довелось лично посетить местный ГДО, но впоследствии он не раз бывал в других таких же, типовых зданиях, десятки которых были разбросаны по всей территории бывшего Советского Союза, и поэтому он прекрасно представляет себе то, о чём сейчас здесь пишет. Нынешним «выгодным отличием» Серышевского ГДО от других, однотипных ему, является то, что, во-первых, до настоящего времени это здание сохранило на своём фасаде «проектную», оригинальную советскую военную символику (лепнину в виде пятиконечной звезды с серпом и молотом, «обвитую» лавровым венком, на самом вверху, «под крышей», а ниже, между вторым и третьим этажами – шесть «розеток» с такими же звёздами), а, во-вторых, данное здание уже седьмой десяток лет непрерывно продолжает выполнять свою первоначальную функцию – Гарнизонного дома офицеров. В самом военном городке в посёлке Серышево автор был лишь однажды – дома в гостях у своего старшины прапорщика Алексея Петровича Зябкина (1957 – 2023), о котором сохранил с 1985 года самые лучшие человеческие воспоминания.                 
 Автор прекрасно знает, что нынешняя авиабаза «Украинка» Дальней авиации Воздушно-космических сил России – действующая, и поэтому он здесь не будет ничего писать про Серышевский военный аэродром, а про сам местный гарнизон вспомнит лишь следующее. На территорию гарнизона «Серышево-2» автор попал, естественно, через его Главный контрольно-пропускной пункт (КПП). Первым местом в гарнизоне для него оказалось здание Штаба дивизии, где он подал дежурному свои документы, разумеется, включая упомянутое в самом начале этого текста предписание. Довольно много времени здесь ушло на то, чтобы командование приняло решение, где именно в дальнейшем будет «проживать» автор – в Советской Армии того времени уже начала остро ощущаться нехватка рядового состава призывных возрастов, и «расположение» 124-й отдельной транспортной авиационной эскадрилии, в которую автора направили из учебного подразделения, было просто закрыто из-за полного отсутствия там других солдат. В результате автор, в конце концов, был «определён на постой» в «расположение» личного состава Дивизионных авиационно-ремонтных мастерских (ДАРМ), размещавшееся в правой из двух основных солдатских казарм гарнизона, на втором её этаже (после подъёма туда по лестнице – слева). Из зданий гарнизона автор успел лично побывать так же в солдатской санчасти (двухэтажное здание за этой казармой) и, конечно, в солдатской столовой. Она размещалась в типовом для советских авиационных гарнизонов здании, состоящем из двух частей,  которые занимали «обеденные» залы, соединённые между собой так называемым «варочным цехом». На фасаде левого корпуса Серышевской солдатской столовой из кирпича была выложена дата её строительства – «1953 / сентябрь» – под пятиконечной звездой (на правом – один только тот год). Правее столовой, если стоять к ней лицом, в то время располагалось одноэтажное здание «Солдатской чайной» (именуемое солдатами гарнизона «Чипок»), в котором автор так же лично побывал.
Выше автор уже упоминал условное название военного гарнизона при аэродроме «Украинка» – «Серышево-2». При этом «Серышево-1» именовался военный городок в собственно посёлке Серышево, «Серышево-3» – так называемая «Ремонтно-техническая база» (РТБ) 73-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии, а «Серышево-4» – гарнизон при аэродроме «Орловка», где дислоцировался 404-й истребительный авиационный Таллинский ордена Кутузова полк ПВО, «прикрывавший» с воздуха «Украинку». Соответственно письма, которые в 1985 году адресовались автору на его службу в Серышево, имели следующий адрес: «676351, Амурская обл., Серышевский р-н, п/о Серышево-2, в/ч 23253-А, Стрельбицкому К.Б.».
Из событий, произошедших в период службы автора в Серышево, ему больше всего запомнилось отмечавшееся в  гарнизоне 9 мая 1985 года 40-летие Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Утром этого дня, вскоре после завтрака на главной рулёжной дорожке аэродрома «Украинка» прошёл парад всех частей гарнизона «Серышево-2», в котором лично принимал участие автор. «Коробки» воинских частей были построены на «внешней» (ближней к главной взлётно-посадочной полосе аэродрома) стороне «рулёжки», после чего все они прошли парадным маршем по её стороне уже «внутренней», перед зданием Командно-диспетчерского пункта (так называемая «Вышка»). Интересно отметить, что если все офицеры и прапорщики дивизии, принимавшие в этом участие, были одеты по случаю праздника в парадную форму, то солдаты участвовали в данном параде в своей повседневной форме – в пилотках, в «хэбэ» и в кирзовых сапогах. При этом среди офицеров дивизии выделялся тогдашний командир 37-го отдельного батальона связи и радио-технического обеспечения – как выпускник военного училища связи, он один-единственный был одет в парадную форму «общевойскового» образца («цвета морской волны»), в то время, как все остальные офицеры были в синей парадной форме Советских ВВС. После окончания прохождения личного состава гарнизона над «рулёжкой» довольно низко пролетел стратегический бомбардировщик «Ту-95» (на которые в том, 1985 году была полностью перевооружена Серышевская дивизия). Говорили, что его тогда лично пилотировал сам «комдив-73» генерал-майор авиации Шабельский Леонид Сидорович (во всяком случае, именно его самолёт к этому, праздничному дню готовили, отмывая фюзеляж от копоти предыдущих полётов, солдаты ДАРМ). Одновременно с парадом частей гарнизона, праздничная демонстрация проходила и в районном центре Серышево. Учитывая 6-часовую разницу во времени с Москвой, солдаты уже после обеда смотрели по телевизору прямую трансляцию главного праздничного военного парада страны – с Красной площади столицы.
Таковы основные воспоминания автора о его непродолжительной службе в Серышево в 1985 году.

#18
2025 © К.Б.Стрельбицкий


КРАТКИЙ  КАТАЛОГ  ПАМЯТНЫХ  НАГРУДНЫХ  ЗНАКОВ  ВОИНСКИХ  ЧАСТЕЙ  УЗИНСКОГО  ГАРНИЗОНА


В данный каталог нами включены все известные памятные (юбилейные) нагрудные знаки всех воинских частей Узинского авиационного гарнизона. Каталог является кратким, так как не содержит полного фалеристического описания каждого включённого в него знака, а только его условное название и в скобках – указание на тексты и изображения конкретных самолётов на нём. Знаки перечисляются нами в соответствии с годами их чеканки:

1980 год – Памятный знак к 25-летию Войсковой части № 40433 (на аверсе – « XXV / 1955 – 1980 »; «Ту-95»)
1985 год – Памятный (юбилейный) знак к 30-летию Войсковой части № 10232 (на колодке – «30», на аверсе – «1955 / 1985; «Ту-95К»)
               – Памятный (юбилейный) знак к 30-летию Войсковой части № 40433 (на аверсе – « 1955 – 1985 / XXХ »; «Ту-95К»)
1995 год – Памятный (юбилейный) знак к 40-летию Войсковой части № 40433 (на аверсе – « 40 / рокiв / 40433 / вiйсковiй частинi»; «Ил-78»)
2020 год – Памятный знак к 65-летию Войсковой части № 10232 (на аверсе – «106 ТБАД / 1955 / 65»; «Ту-95МС»)
                 – 2 варианта памятного знака к 65-летию Войсковой части № 40433 (первый вариант: на аверсе – «65 лет / ТУ-95 / 409 ТБАП»; «Ту-95МС»; второй вариант: на аверсе – «65 лет / ИЛ-78 / 409 АПСЗ»; «Ил-78»)

Известны так же:
1990 год – Нагрудная памятная медаль к 35-летию Войсковой части № 27828 (на аверсе – «35 / Вч 278287 / г.Узин»),
2020 год – Нагрудная памятная медаль к 65-летию Войсковой части № 10232 (на аверсе – «106 ТБАД / 182 / 1006 / 406»),
а так же нагрудный знак в память о поступлении на вооружение Дальней Авиации в 1986 году первых самолётов-заправщиков Ил-78 (на аверсе – « Ил-78 / Ил-78М / 409 ТБАП Узин / Дальняя / Авиация / 1986 / »; Ил-78 и МиГ-29: на реверсе – «Первый полёт / Заслуженный / лётчик-испытатель / В.С.Белоусов / Ил-78 – 26.06.1983 / Ил-78М – 07.03.1987»).

#19
15Д426 - двигательная установка первой ступени МБР 15Ж80
15Д427 - двигательная установка второй ступени МБР 15Ж80
15Ж83 - межконтинентальная баллистическая ракета железнодорожного базирования ракетного комплекса "Баргузин"
15П128 - ракетный комплекс "Сармат" с МБР 15А28
15П182 - ракетный комплекс на базе МБР 15Ж81 с гиперзвуковым боевым оснащением (ОКР "Осина-РВ")
15Н1531 - защитный колпак (ОКР "Сармат")

#20
2025 © К.Б.Стрельбицкий


КРАТКИЙ  КАТАЛОГ  ПАМЯТНЫХ  НАГРУДНЫХ  ЗНАКОВ  ВОИНСКИХ  ЧАСТЕЙ  ОСТАФЬЕВСКОГО  ГАРНИЗОНА


В данный каталог нами включены все известные памятные (юбилейные) нагрудные знаки всех воинских частей Остафьевского авиационного гарнизона. Каталог является кратким, так как не содержит полного фалеристического описания каждого включённого в него знака, а только его условное название и в скобках – указание на тексты и изображения конкретных самолётов на нём. Знаки перечисляются нами в соответствии с годами их чеканки:

1972 год – Памятный (юбилейный) знак к 30-летию Войсковой части № 42841 (на колодке – «30 лет», на реверсе – «30 / лет / Отдельный / транспортный / Краснознамённый / полк / Авиации / ВМФ / 1942 – 1972»; «Ан-12»)
1974 год – Памятный (юбилейный) знак к 30-летию Войсковой части № 13736 (на аверсе – «1944 – 1974 / ОТАЭ / ДА», на реверсе – «Отдельная транспортная эскадрилья / Д.А.»; «Ан-12»)
1977 год – Памятный знак к 35-летию Войсковой части № 42841 (на колодке – «30 лет», на реверсе – «35 / лет / Отдельный / транспортный / Краснознамённый / полк / Авиации / ВМФ / 1942 – 1977»; «Ан-12»)
1982 год – Памятный (юбилейный) знак к 40-летию Войсковой части № 42841 (на колодке – «40 лет»; «Ан-12»)
1984 год – Памятный (юбилейный) знак к 40-летию Войсковой части № 13736 (на колодке – «40 / лет», на аверсе – «1944 – 1984 / ОТАЭ / ДА», на реверсе – «Отдельная транспортная эскадрилья / Д.А.»; «Ан-12»)
1989 год – Памятный знак к 45-летию Войсковой части № 13736 (на аверсе – «ОТАЭДА / 45 / 1944 – 1989»; «Ан-12»)
1992 год – Памятный (юбилейный) знак к 50-летию Войсковой части № 42841 (на аверсе – «50 / лет / ОТАП / 1942 – 1992»; «Ан-12»)
1994 год – Памятный (юбилейный) знак к 50-летию Войсковой части № 13736 (на колодке – «50», на аверсе – «ОТАП ДА»; «Ан-12»)
1997 год – Памятный знак к 55-летию Войсковой части № 42841 (на колодке – «55», на аверсе – «ОТАП»; «Ан-72» и «Ли-2»)
2007 год – Памятный знак (в 2 вариантах) к 65-летию Войсковой части № 42841 (на аверсе – «Отдельный транспортный авиационный полк / 65 / Остафьево / 1942»; «Ан-72»)
2017 год – Памятный (юбилейный) знак к 75-летию Войсковой части № 49345 (на аверсе – «75 / Остафьево»; «Ли-2»)
2019 год – Памятный (юбилейный) знак к 75-летию Войсковой части № 13736 (на колодке – «75 / лет», на аверсе – «1944 – 2019 / ОТАП / ДА»; «Ли-2»)
2024 год – Памятный (юбилейный) знак к 80-летию Войсковой части № 13736 (на аверсе – «89 ТАП Остафьево 271 ОТАП / 80 / 23 – III / 1944»; «Ли-2»),
а так же памятный знак с текстом на аверсе «Остафьевская ВАШП / 10.1940 / 09.1941».

Известны так же:
1989 год – Настольная памятная медаль к 45-летию Войсковой части № 13736 (на аверсе – «За нашу Советскую Родину! / 45 / ОТАЭ / 1989»; «Ан-12»)
2012 год – Нагрудная памятная медаль к 70-летию Войсковой части № 49345 (на аверсе – «70 / лет», на реверсе – «Авиабаза Гарнизон Остафьево / 1942  2012»)
, а так же «фрачный» знак с надписью «ВВС / Остафьево / ВМФ».